Медиакарта
17:34 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нет моста без дорог

Нет моста без дорог
10:31 | 27 августа 2014
Источник:

Читатели интересуются: «Почему никак не войдут в привычное русло маршруты движения общественного городского транспорта в окрестностях нового путепровода по улице Мельникайте?» Автомобилисты жалуются на стесненные условия проезда». Сразу скажем: мостостроители тут ни при чем. При чем коммунальные службы областного центра, притормозившие перенос инженерных коммуникаций. Но всё приходит в норму. Впрочем, обо всем по порядку.

По соседству с путепроводом над улицей Чаплина сооружен надземный переход оригинальной конструкции. Его архитектурная композиция, безусловно, украшает город. И главное – весьма полезная штука. Отметим заказчика: Областное управление автомобильных дорог.

Принято думать, что надземный переход обеспечивает безопасность движения. Как раз наоборот. Пожилым людям трудно преодолевать крутые лестничные марши, прочим же товарищам лень – и люди пересекают улицу просто так, хотя нет уже «зебры» и светофоров. Тем временем водители, надеясь на классную «надземку», жмут по газам. И давят пешеходов. Но на этом переходе специалисты из Горлифта как раз в эти дни монтируют подъемник. Конечно, лифт – не только для инвалидов, но и для всеобщего пользования, меняет дело: чего бы не прокатиться вверх-вниз за просто так.

Точная копия «воздушного» перехода по Чаплина сооружается чуть дальше, над улицей Широтной. Вот справа уже смонтирован каркас павильона с лестничными сходами. Слева – буровая установка Bauer попыталась проникнуть в недра, так как на входную группу надо поставить две главные буронабивные сваи диаметром 1020 мм, десять свай диаметром 600 мм, еще две сваи посередине улицы. Затем залить фундамент, сделать ростверк, а на нем тело опоры. Итого два пролетных строения. Сверху галерея. Но бур «Бауера» c ходу наткнулся на проходящие в земле инженерные коммуникации. И работы пришлось прекратить.

Тормозится процесс и на строительстве подземного перехода в районе торгового центра «Лента». Там в прошлом году Специализированное управление подводно-технических работ №10 (СУПТР) проложило новую линию тепловых магистралей. И сегодня СУПТР в деле: вон, полыхают над трубами огни электросварки. Говорят, на 95 процентов сети как приложение к путепроводу готовы. Но вдоль улицы Мельникайте мозолит глаз старый трубопровод, проложенный открытым способом и давно заросший кустарником. Старая «магистралка» не позволяет, во-первых, строить под ней подземный переход, во-вторых, нет возможности расширять до требований стандарта прилегающие к путепроводу проезжие части улиц.

Конечно, последнее слово должны сказать Тюменские теплосети и контора рангом выше, то есть ОАО «УТСК» со штаб-квартирой в Челябинске.

– В течение одного года могут господа согласовать корректировку проекта? – спрашивал я в разных кабинетах заказчика путепровода по Мельникайте–Ставропольской, то есть Управления автомобильных дорог, выступающего от имени правительства Тюменской области.

– За один год никак не уложиться, – отвечали мне, вставляя через каждое литературное слово сочное идеоматическое выражение. – Пока что не согласован не только перенос теплотрассы, но много чего другого. Например, надо убрать линию высоковольтной передачи ВЭЛ-110…

Дорожники же объяснили причину затягивания процесса так:

– Вопрос в деньгах: каждый стремится оторвать от бюджетного пирога кусок пожирнее в качестве компенсации убытков от временной приостановки подачи тепла, электроэнергии…

Вообще-то во всем мире дорожники и мостостроители приходят на строительную площадку с полной инженерной подготовкой. Сносы и переносы зданий, электросетей, линий связи, газопроводов, тепловых сетей значительно удорожают строительство. Даже Правительство РФ, прекрасно зная обстановку, ругает мостовиков и дорожников за удорожание строительства. Господи, 50 процентов работ на новом объекте составляют сносы и переносы!

Конечно, пропускная способность транспортного потока улицы Мельникайте увеличилась значительно. Это уже достижение. Но не идеал.

…Там, где над землей дремлют магистральные трубы теплосетей, строительными работами заниматься невозможно, а вот со стороны торгового центра «Лента» – ради бога. И уже готов один объект входной группы: лестница схода спускается вниз – там уже действует тоннельная галерея под улицей Мельникайте. Через улицу Менделеева готовится точно такой же встречный спуск. Пока что машинист гусеничного крана «Хитачи» Сергей Казанцев монтирует шпунтовое ограждение. Это просто: двенадцатиметровая труба с крылышками-замками удерживается захватом крана и внедряется в землю вибропогружателем. Понятно, требуется аккуратность и твердая рука, плюс умение, а ещё навык. Но у парня самый высокий, 6-й, разряд профессионализма. Когда шпунтовое ограждение будет готово, грунт из «квадрата» выберут. И начнутся бетонные работы.

Вибропогружатель питается электричеством. Но не от городских сетей. Все объекты мостостроителей снабжаются энергией от собственных дизель-генераторов. Под чутким руководством дизелиста Рамиля Саитова круглосуточно урчит мобильная станция SDMO: и светит, и греет, и даже уличные светофоры привязаны к ней же.

У обочины припарковалась армада дорожно-строительной техники. Она уже уложила первый слой асфальта на заезд на улицу Менделеева со стороны Мельникайте. Ночь напряженных трудов – и к утру объект будет готов. Да, я здесь уже побывал: поверхностный слой ЩМА-15 радовал свежестью. И ради бога, легко катите не только до «Ленты», тут вам «Кристалл», «Ашан», «Метро», «Леруа Мерлен». Кстати, не классические дорожники, а именно мостострители первыми в Тюменской области стали применять этот прогрессивный материал. Он несколько дороже, но более долговечен по сравнению с традиционными смесями типа А, Б, В, имеет лучший коэффициент сцепления с колесом, а значит, предпочтительнее с точки зрения безопасности движения.

Теперь у «мостовиков» имеется и свое ДСУ – дорожно-строительное управление. Руководит им мой старый знакомый, опытнейший дорожник Олег Николаевич Шкабара. Фирма только что отметила первую годовщину, а наработки уже солидные.

…Перемещаюсь на Широтную. В данный момент машинисты ДСУ заняты расширением проезжей части улицы – до 2,5 метра. Впереди идет экскаватор, самосвалы отсыпали песок и щебень, юркий мини-погрузчик Volvo разравнивает, следом идет каток DYNAPAC, ведомый машинистом Александром Ковыршиным. Момент знаменательный: парень первый день трудится в этом коллективе.

Другая сторона улицы уже доведена до стандарта. Проложен удобный и красивый тротуар. Сделан карман для автобусов, готова площадка, с которой только что отъехал асфальтоукладчик. Установили новенький павильон. На нем монтажники ДСУ повесили фишку: «Остановка 6-й микрорайон». Заканчивают монтаж табличек с расписаниями городских «лайнеров»: маршруты №№13, 14, 17, 42, 44, 51, 61, 100 к.

ДСУ – родное у мостостроителей подразделение, но всё-таки субподрядчики. Генподрядчика представляет начальник участка Андрей Антонович Шевчук. Легендарный человек.

– В Киеве окончил мостостроительный техникум и в 1977 году приехал в Сургут. На Средней Оби строили мосты, потом на Ямале. На Пяко-Пуре, на Тарасовсом газовом месторождении, вышли на Харампур. Перестраивали мосты на автодороге Междуреченск–Урай, работали в Югорске, Советском, монтировали путепровод в Нягани… В Тюмень переехал в 95-м. Мы ведь ставим мосты не только в Тюменской области. В Казахстане на пути к Голубым озерам на трассе Кокчетав–Макинск–Астана смонтировали путепровод. А в Костанае на нашем счету мост через Тобол. В настоящее время работаем в Астане. Тут для начала надо установить вибропогружением 6000 свай…

В областном центре ежегодно проходят производственную практику десятки студентов из Тюмени, Омска, Новосибирска, других городов. При «мельникайтевском» путепроводе познакомился с двумя представителями молодого поколения, оба тюменцы. Алексей Захаров – посланец ТюмГАСУ – прошел четыре курса специальности «Автомобильные дороги и аэродромы». Никита Дегтярев осваивает автодорожное дело в Тюменском лесотехникуме. По словам производственников, в техникуме учат очень хорошо, так что Никита станет настоящим Мастером. Пока молодые люди оформлены дорожными рабочими.

Ребята получают первые трудовые навыки. Здесь же научатся держать удар. Без этого в наше время никак.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/