В небольшом домике, уютно расположившемся в глубине одного из двориков по улице Рабочая, живёт замечательная, доброй души женщина преклонного возраста - Анна Лукинична Калугина, вместе со своей дочерью Галиной и четырёхлетней правнучкой Любой. Три поколения женщин под одной крышей. У всех свой характер, темперамент, привычки, но они прекрасно ладят друг с другом, с уважением относятся к мнению каждого живущего в доме. Мне же хотелось рассказать об Анне Лукиничне. Судьба не всегда была к ней благосклонна, но всё-таки старая женщина благодарна за всё, что было в жизни…
Родом Анна Лукинична из д. Луговая Бердюжского района. В семье росло четыре дочери, она была вторым ребёнком. Её родители - Лука и Екатерина Степановы - считались зажиточными крестьянами, поэтому, когда в стране началась коллективизация, глава семейства наотрез отказался вступать в колхоз. А с бунтовщиками особо не церемонились - без согласия забрали корову, хлеб свежего урожая... Мужики, которые занимались «добровольным» изъятием имущества, позволили оставить девчонкам в уголке немного зерна. Но председательша Елена Петровна обнаружила недоимки. Лука Сергеевич вступил с ней в перепалку и вгорячах оттолкнул. За что и поплатился – получил три месяца принудительных работ. Его отправили на строительство с. Красноорлово, где жить приходилось в сырых, плохо отапливаемых бараках. Вскоре мужчина заболел и умер, вслед за мужем ушла и жена, оставив детей сиротами. Какое-то время приходилось ходить по миру, чтобы с голоду не умереть.
-Нам ещё повезло, что в тяжёлое время повстречались на пути добрые люди, - вспоминает Анна Лукинична. – Супруги Надежда и Тимофей Васильевы хлопотали за всех четверых перед председателем, после чего стали получать молоко и денежное пособие. Так у нас появилась приёмная семья и чувство защищённости.
Младшая сестра Дора, которой на тот момент было годика три, очень сильно привязалась к чете Васильевых, они заменили ей умерших родителей. Девчонки помогали по хозяйству, по дому. Ведь помимо приёмных детей, у Васильевых было трое своих. Сёстры Степановы окончили по 4 класса, так как в деревне была только начальная школа. А продолжить обучение в Истошино не представлялось возможным – надо было работать, чтобы обеспечить себя одеждой и едой. Старшая сестра Рая работала в колхозе дояркой, Аня устроилась телятницей, а Зою отправили на лесозаготовки. Девушка больше не вернулась домой – осталась жить в Курганской области, где вышла замуж. Ох, и пришлось же им помыкаться, но они цеплялись за жизнь как могли. Не боялись никаких трудностей, брались за любую работу.
-Боронили на коровах... Обуви нет, ноги мёрзли, особенно весной, - рассказывает дочь Галина Тимофеевна. – Как «бурки» трудились, а ведь всё равно вечером компанией ходили по деревне с гармошкой и пели песни, частушки.
-На мосту любили собираться, - добавляет Анна Лукинична. – Плясали так, что он «разговаривал». Наверное, это и помогало жить, преодолевать трудности…
Постепенно жизнь стала налаживаться, как вдруг вновь на долю страны, её людей выпало новое испытание – война.
-Никогда не забуду день, когда наших мужчин забирали на фронт, - рассказывает моя собеседница. – Женский рёв ещё долго витал в воздухе. Деревня сразу как-то осиротела, ведь никто не знал - вернутся ли отцы, мужья, братья домой…
Откуда наши люди черпали силы, чтобы преодолеть непомерные испытания, выпавшие на их долю? Наверное, в вере в победу, в любви к своему краю, родным и близким людям… Поколение наших дедов и прадедов жило надеждой в светлое будущее. Они постоянно к чему-то стремились, возводили, создавали, поднимали из страну из руин, и, несмотря ни на что, шли вперёд.
Галина Тимофеевна назвала их поколение сдержанным, знающим меру во всём.
-Я поражаюсь их выносливости, трудолюбию, стремлению к жизни, - говорит дочь. – Это люди сильные духом, умеющие сопереживать, жалеть, любить. Мы намного слабее…
Послевоенные годы тоже сладкими не назовёшь - надо было страну поднимать, хозяйство налаживать, раны «зализывать», учиться жить по-другому…
Анна Лукинична рассказала о том, как познакомилась с будущим мужем.
-Рая коров тогда доила, я телятницей была. Как-то приходит ко мне на работу и говорит, что тётка Надежда велела мне домой идти, - говорит моя героиня. - Подхожу к калитке, вижу - две незнакомые старушки на лавочке сидят. Я поздоровалась и вошла в дом, где узнала, что меня сватать пришли! Я даже обрадовалась – годы идут, пора и семьёй обзаводиться. И тут я понимаю, что чужого мужчины в доме нет. Спрашиваю: «Где жених-то?» – «На работе», - отвечают. – «Вот те раз — и не повидавшись, уж замуж», - продолжаю я. А старушки на своём стоят: «Мы договорились, что приедем в воскресенье. Ты согласна?» И я сказала: «Да», даже не видя претендента на мою руку. А свахи одно да по тому щебечут – мол, нам понравилась, значит, и ему люба будешь. На том и порешили – свадьбе быть. Замуж вышла в соседнюю деревню Босоногово. И что вы думаете? Прожили с Тимофеем Ивановичем душа в душу почти пятьдесят лет! Он воевал, был тяжело ранен в правую руку и, несмотря на это, мог делать буквально всё…
Через какое-то время семья Степановых перебралась в Красноорлово, а потом и в Армизон…
Прошло много лет, как не стало Тимофея Ивановича, а Анна Лукинична до сих пор плачет по нему, разговаривает с ним. Для неё он по-прежнему самый добрый, красивый мужчина, прекрасный муж, замечательный отец, хозяин.
-Такими мужьями, как мой отец, - поддерживает Галина Тимофеевна, - можно дорожить, за ним мама чувствовала себя, как за каменной стеной…
В жизни моей героини было много испытаний. И страшнее потери ребёнка, своей кровиночки, наверное, трудно что-либо представить. Эта стойкая женщина из четверых детей похоронила троих – двух сыновей и дочь, которые были в самом расцвете сил. Такой удар вынести способны далеко не все. Но Анна Лукинична, хрупкая на вид женщина, нашла в себе силы жить дальше, радоваться каждому новому дню, успехам дочери, внуков и правнуков.
Дай Бог, вам здоровья на долгие годы! Будьте счастливы!