Медиакарта
3:34 | 2 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Час Мамонтова

Рецепт профессионального счастья: как от журналистики перейти к телесериалам

Мамонтов тут, Мамонтов там… Правильно, как незабвенный Фигаро. Он и учился так, чтобы «наследить» повсюду – в школе, университете, на всяческих курсах «повышения самосознания».

Не умеет человек жить скучно, однообразно. Ему что-нибудь эдакое подавай! Если такового нет, отправится на поиски самостоятельно. Заодно команду подтянет – сегодня в нее входят видеооператоры и креативщики. Сам мой собеседник, основатель компании Mamontov Production – режиссер и продюсер, снимающий первые тюменские сериалы и классные клипы для музыкальных групп, мечтающий создать собственное интернет-телевидение с чумовым утренним шоу. Итак, в канун августовского праздника – Дня кино – говорим о нем с отъявленным… киноманом и местным кинодеятелем Романом Мамонтовым.

– Как вы и кино встретились? Кто кого первым нашел?

– Во время моего детства по местному телевидению шла одна программа… Кажется, она называлась «Видеосалон». Ведущая говорила: «Здравствуйте, уважаемые зрители. Сейчас мы с вами посмотрим фильм». И мы смотрели. Тогда, наверное, у экранов собиралась вся Тюмень. Голливудское кино все-таки! Еще чуть раньше наткнулся на какую-то передачу, где показали фрагмент из четвертой части «Звездных войн»: там Люк Скайуокер летел на «Звезде смерти». Я был настолько шокирован…

– А люди-то, оказывается, летают?

– Да! Что такое вообще можно сделать, снять. Так я понял, что кино – это фантастика. «От корки до корки» пересмотрел весь телевизионный «Видеосалон». Потом и в городе стали появляться частные лавочки с кассетами. В них тоже стал завсегдатаем.

– Боевики нравились?

– Конечно! Особенно «Терминатор» и «Робокоп». Под впечатлением от них стал ходить с пистолетом и крутить его на пальце, как делали в кино…

– Но учиться-то пошел не на режиссера или сценариста.

– Учился в городской гимназии № 49, планировал стать экономистом, хотя математику не понимал и все время списывал у одноклассников. Тем не менее, из храма знаний выпустился с серебряной медалью. И тут встал выбор… Москву и Екатеринбург даже не рассматривал, не понимал, что это перспективно. Мир для меня ограничивался Тюменью. Учительница по русскому языку и литературе посоветовала подать документы на филфак, мол, там мальчиков мало и все их любят!

– Поступишь, Роман, значит!

– Точно! Поступил я на отделение журналистики. И так в это дело влюбился!.. В то время как раз появилась интересная команда тележурналистов: Леонид Парфенов, Марианна Максимовская, Тина Канделаки. Манили они меня в голубой экран.

Вот еще почему не по- ехал в первопрестольную: многие ребята из моего окружения, далеко не глупые, ездили поступать по несколько раз. Я решил, что тем более провалюсь…

– Первые шаги в кино как сфере деятельности во время студенчества случились?

– Началось все с документального кино. Тогда мы с одногруппником Пашей Лопаревым снимали его про поисковиков. Делали все интуитивно. Образования-то специального не было. В итоге получались расширенные репортажи с хронометражем не две, а двадцать две минуты. Постепенно стали задумываться о сюжете, финале, роли ведущего, уровне доверия, общей атмосфере.

– Если не ошибаюсь, что-то ведь заняли со своими документальными изысканиями?

– Тогда первый год в Екатеринбурге вручали большую награду «Тэффи-Регион». Мы с Пашей зачем-то отправили на конкурс работы. Нам позвонили, пригласили приехать. В итоге вошли в «тройку» номинантов. На второй год «успех» повторили. Как сценарист я стал лауреатом на «Золотом бубне» тоже с работой про поисковиков. Тот фильм снимался в Великом Новгороде и Праге. Позже получал местные призы, но они не в счет…

– И вскоре журналистика наскучила…

– Не то чтобы… Журналистика, редактура на телевидении – с такой нагрузкой не до фильмов. Параллельно, правда, умудрился снять «Тюменский ядерный щит» – про военные части, которые дислоцировались под Тюменью. Работа получила большой резонанс среди людей в форме. Очень уж нравится мне тема всяких неизведанных штук.

Потом стал ездить на курсы в Питер и Москву. Режиссерское образование не успел получить. Актерское, к сожалению, тоже. Осталось продюсирование. Закрутило меня: начал писать за рубеж, предлагать свои идеи. Попутно снимали с ребятами небольшие эпизоды. Из них ничего не вырастало, зато практика была великолепная. Открыл жанр докудрама – это симбиоз документальной канвы с участием игровых актеров. Пришлось поучиться на столичных курсах сценаристов. Там я защищал дипломную работу по сериалу «Эвакуация». Это тот проект, который сейчас доводим до ума и презентуем. Помогли нам московские режиссеры Анита Берхане и Джон Клифф и екатеринбургские актеры.

– А местные творческие единицы как же?

– Если честно, опыта у них мало, зато запросы велики. В Екатеринбурге же масса людей с богатым киноопытом – они мне всегда что-нибудь дельное советуют.

– Что же такое «Эвакуация»?

– Фантастический триллер о Тюмени в будущем во время страшной эпидемии, которая свалила 80 процентов населения… Кого-то успели эвакуировать, но в опасной зоне остались отшельники с иммунитетом к вирусу – уезжать они отказываются. Мы рассказываем историю канадских рейнджеров, которые в составе миротворческой бригады приезжают в Тюмень спасать людей. Весь материал отсняли в ноябре прошлого года, смонтировали весной. Осталось самое сложное – работа над звуком.

– Это сериал или полномет- ражка, и на какую аудиторию она рассчитана?

– Пилот телесериала. Грубо говоря, первая серия длительностью 17 минут. По формату, конечно, подходит к «короткому метру». Порежем его на отрывки по 5–7 минут и поедем защищать в Москву. К просмотру допускаются зрители от 18 лет.

– Почему такая странная тема?

– Это все любовь к западным фильмам-катастрофам. Обычно они описывают конец света где-то далеко, а нам захотелось перенести это на местную почву. А правда, как действовали бы тюменцы, случись у нас такое?!

Больше всего мне симпатична молодая ученая, отец которой как раз был связан с созданием вируса. Героиня стремится все остановить, вернуть на круги своя. Интерес сериала в том, что играть с его сюжетом мы можем долго, погружая персонажей в разные ситуации. Герои живучи и деятельны, ведь они хотят победить вирус!

– Результатом довольны?

– Собственную работу оценивать трудно… Нас учили: пусть будет красивая картинка, а уж слова потом. Мы же подошли к делу со всей серьезностью: перво-наперво собрали команду – оператор-постановщик, режиссер, продюсеры. Можно было обойтись малым: побегать по лесу за актерами с камерой, но работать решили на совесть.

– Где проходили съемки?

– В парке Оловянникова. Атмосфера там соответствующая…

– Стоит ли финал того, чтобы ради 17 минут потратить пару лет?

– Когда мы сняли «Эвакуацию», появилась уверенность и… силы на второй проект Reception. Это полноценный первый сезон интернет-сериала из 10 серий. Каждая рассчитана на 6–7 минут – успеваем охватить несколько ситуаций. С финансированием помог местный отель. Сценарий написали москвичи. Сразу скажу: за коммерческой выгодой не гнались – просто хотели испытать силы на комедийном поприще. В Reception два персонажа: Анд- рей Кылосов (народный артист России, между прочим) и Александр Кусков – это сыгранная пара опять же из Екатеринбурга.

– Про что этот проект?

– Про двух сотрудников гостиницы, которые работают в службе размещения постояльцев. Филипыч, который постарше, – царь и бог стойки, проныра, стремящийся на всем заработать. Молодой Сема, наоборот, хочет послужить людям. Сериал строится на столкновении между ними и общении с другими персонажами, появляющимися в эпизодах. Сериал получился смешной и добрый. Тестовую серию мы подарили тюменцам в День города – выложили ее в сети. Аудитория Reception – 24+. Большую презентацию планируем в сентябре.

– Удачи вам и успехов!

– Спасибо.

Автор: Ирина НИКИТИНА