Медиакарта
20:36 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Елонь, Надым, Казым и маленький Аким...

Уж не знаю, кто и когда придумал выращивать птиц в неволе, а потом выпускать их к диким собратьям, только однозначно это был умный, любящий природу человек – ведь без вмешательства его и последователей многих видов животных и птиц не увидели бы ни мы, ни наши дети…

Красивые, величественные белые журавли, или как мы их привыкли называть – стерхи, уже давно находятся на грани исчезновения. Только представьте - на всю Западную Сибирь их приходится всего около двадцати особей! И наш район относится к тем немногим местам, где эти птицы всё-таки встречаются. Вот и на прошлой неделе три молоденьких самочки стерха, каждая из которых имеет своё имя, - Елонь, Надым, Казым, а вместе с ними и серый журавлёнок Аким, прибыли в заказник «Белоозёрский». Птиц сопровождала целая делегация. Среди них – заведующий отделением биоразнообразия Всероссийского института охраны природы, профессор А.Г. Сорокин. Вместе с соратниками учёный планирует пробыть в Армизонском районе ориентировочно до середины сентября, чтобы понаблюдать за новосёлами.

Первый раз с подобной миссией Александр Григорьевич побывал у нас в 1994 году. Тогда выпуск стерхов не удался – они были слишком не подготовлены к дикой жизни, ведь у учёных не было опыта их изолированного выращивания. Сейчас же, спустя более десяти лет, накоплен целый багаж знаний, и птицы довольно успешно становятся самостоятельными. И даже то, что вместе со стерхами был привезён серый журавлёнок, вовсе не случайность.

-Из опыта мы знаем, что это оптимальный вариант, - рассказывает Александр Григорьевич. – Когда выпуск осуществляется именно таким образом, серый журавлёнок служит своего рода переводчиком, гидом для белых собратьев.

За эти годы на волю разными способами были выпущены около сотни птиц. И хотя на каждую из них вешаются цветные кольца, а порой и передатчики, проследить за бывшими питомцами невероятно сложно. Кольца не всегда приметны, а спутниковые передатчики часто приходят в негодность, при том, что стоят прямо-таки баснословные деньги. Кстати говоря, на нынешнюю партию пернатых приходится всего один электронный механизм.

Сейчас стерхи уже вовсю обживают новое место. Хотя первые шаги по земле были, прямо сказать, неуверенными и шаткими. Сказалось длительное нахождение в ящиках, в которых птиц перевозили.

-Специально для них мы построили вольер, рассказывает В.П. Дробышевский, хранитель заказника. – Но птицы оттуда сбежали, теперь возвращаются в него лишь время от времени, опасений нам добавляет и появившаяся лиса…

Выпуск птиц в дикую природу – это ещё не всё. Важная часть всего этого мероприятия – знакомство доморощенных журавлей с дикими. Последние в конечном итоге должны принять новичков и вместе с ними улететь на юг. Бывало, что к месту зимовки подопечных стерхов вёл и человек. Не пешком, конечно, - на дельтоплане, останавливаясь для отдыха в тех местах, где птицам наиболее безопасно. Это позволяло заложить в их сознании тот маршрут, по которому они могли вернуться назад.

Возможно, кто-то усмехнётся или даже поморщится – зачем, мол, столько сил, времени и денег тратить на каких-то птиц?! Но как тогда, скажите, остановить процесс нашего с вами одичания?.. Ведь чего только стоит ужасный случай, произошедший в 1995 году, когда ради забавы браконьеры подстрелили нескольких стершат. Стреляли в птиц, а попали куда глубже – в человеческую совесть…

Е. АТАЛЫКОВА