Медиакарта
20:01 | 20 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

О парах, и не только…

Экономика была и остается главнейшим фактором любого производства. Властвует она и в сельском хозяйстве. Вопрос - что я могу иметь, если открою новое производство? - стоял и стоит перед каждым товаропроизводителем. Прежде, чем начать новое дело и продолжать старое, товаропроизводитель не раз просчитает - сколько он вынужден вложить собственных средств, сколько и когда он получит возврат от вложенных средств, от этого зависит дальнейшая судьба начинающего и уже устойчивого производства. Теоретически - оно так и должно быть… Фактически - это не всегда совпадает с реальностью. Пример. Зачем в семье держать одну корову? Она дает молока на сумму меньше, чем затрачено на нее содержание! Хозяин данной коровы прибавляет к доходу от неё то, что, мол, животное смирное, получаемое от нее молоко - самого высокого качества, и это несет здоровье в их семью… С другой стороны: каждое домашнее животное неизбежно забирает от человека часть энергии, часть времени для ухода за ним, часть умственной нагрузки - как лучше и проще обустроить свое животное. Положительное влияние данное животное оказывает на всей членов семьи, особенно на детей. Любовь к нему объединяет всех членов семьи и снижает значительную часть агрессии на окружающий мир. Занятость человека отвлекает от всяких пусто проводимых занятий. Так что польза от животного не исчерпывается одним продуктом питания, получаемым от него. Я думаю так, а каждый делает по-своему…

Нередко человек, доверяя старшему поколению, слепо повторяет его наработки, хотя наука и техника далеко ушли в своем развитии. Возьмем отношение крестьян к паровому полю. Еще до колхозов отношение к парам было, как к чудодействующему явлению. Паровое поле почти каждый год давало высокий урожай зерна, из которого выпекался вкусный, с приятным ароматом хлеб. Пьянящий запах одной булки распространялся на всю деревню - словно в ней было скрыто волшебство. Так за паровым полем закрепился непререкаемый авторитет… В то время обработку паров проводили плужком на конной тяге и деревянной бороной. Неотъемлемой частью парования, кроме обработок, было внесение навоза. Навоз в большинстве своем был конским, а лошадей кормили зерном - обычно, овсом. Содержание белков, минеральных веществ в почве оказывалось благоприятным для формирования зерна сверхвысокого качества.

Техника, а за ней и технологии, ежегодно развиваясь, уходили вперед… Сознание же земледельца оставалось консервативным. В его памяти крепко закрепилось отношение к парам, к их технологии обработок дедовским способом. Земледельцу передалось и желание получать по годам устойчивые урожаи зерна, из которого выпекается вкусный, с приятным ароматом хлеб…

В наше время всё изменилось до неузнаваемости. Лошадь заменила мощная техника - ворочай землю на любую глубину. Зачем возить навоз - органику? Проще их заменить минеральными удобрениями, которые резко меняют структуру, содержащуюся в зерне. Минеральные удобрения - это достижение передовой науки, но нельзя резко отрывать растения от родной стихии. Это то же, что корову кормить концентратами, лишив клетчатки.

В питание должны входить и минеральные элементы - то, что вносит человек, но растение должно использовать большую часть природных ресурсов, более привычных ему, созданных той самой природой.

Возделываемые человеком культуры остаются природными созданиями, и переделать резко их структуру питания - невозможно, да и нет смысла - это дорого, это потеря их, нужных для человека, качеств. Чего мы сейчас наблюдаем в хлебе? Первое - не стало желаемого для нас сильного ароматического запаха. Второе - через сутки испеченный хлеб уже и не похож на хлеб. Ярко закрепить это положение и разобраться в истине поможет отношение земледельца к паровому полю.

Для выяснения истины разделим наше короткое лето мысленно на две части. Первая - когда продолжительность дня наиболее длинная: примерно с 10 июня, когда долгота дня - 17 часов, и до снижения ее до 16 часов - 1 августа. И вторая - с 1 августа до 15 сентября, когда долгота дня останется в пределах 13 часов. Первый период - солнце в самых высоких точках. Солнечная активность максимальная, короткие ненастья чередуются с проливными грозовыми дождями, солнечная радиация максимальная, природа активная, она использует эту энергию для своего роста и развития - все живое и растительное торопится дать как можно больше потомства, жизнь кипит повсюду… В озерах процветают водоросли - вода становится от них зеленой, растительность - камыш - высокой стеной колышется над водой. В них кипит жизнь. Леса и кустарники благоухают своей зеленью - спешат затмить своим приростом и плодами окружающий мир. Животные и насекомые торопятся использовать этот благоухающий мир. Это период разгула хищников всех сословий - надо не только получить потомство, а главное - поднять его на собственные ноги. Обратите внимание насколько живучим - жизнерадостным стал мир насекомых! Пауты получили такой прилив энергии, что скорость их полета приближается к сотне километров в час, а уверенность в том, что жертва будет покорена, как бы она не сопротивлялась, не имеет границ… Обнаглевшие мухи массой своей облепляют не только доступный для них кусок мяса, но и заселяют раны живого организма, в том числе и человека. Я привел эти примеры для того, чтобы восстановить в памяти человека - насколько активна природа в этот период.

Активность живого мира проявляется всюду - и в воде, и на земле, и даже в земле, что особо должно интересовать полеводов. Солнечная активность проникает вглубь земли, когда она не защищена растительностью - и там она вызывает бурную деятельность её жителей. В этот период поверхность поля энергично заселяется сорняками. Земледелец для борьбы с ними проводит механические обработки, с каждым разом постепенно углубляя их. По мере просыхания почвы от солнечного тепла и глубины обработок, в почву заходит воздух, а с ним - активно заселяются аэробы. Это те микроорганизмы, которые разлагают органические остатки гумуса до конца. Конечным продуктом разложения органики в почве является вода и аммиак, которые испаряются в воздух. Потери гумуса с каждого гектара в этот период составляют от 1,5 до 2 тонн, что в переводе на навоз равняется 25-30 тоннам. Если, к примеру, район имеет 7 тысяч гектаров черных паров, то он только с парового клина потеряет от 10500 до 14000 тонн гумуса - в зависимости от погодных условий. В переводе на навоз, это где-то около 400000 тонн навоза! Нужны вам эти потери? Конечно, нет! Но вы, пытаясь сохранить традицию предков, продолжаете из года в год большой клин пашни оставлять под пар. Забыв о том, что ваш дед в паровое поле вносил навоз! Вы придумали пар без навоза и снизили продуктивность пашни до того, что без минеральных удобрений паровое поле высокого урожая дать не в состоянии. Получается, что, чем меньше становится естественное плодородие пашни, тем весомее должна быть доза минеральных удобрений. Идет замена естественных питательных веществ - так необходимых для нормального роста и развития - на минеральные, которые однозначно меняют его структуру.

Я не против минеральных удобрений. Их необходимо использовать. Доля их в питании растений должна быть не более, как добавка к основному. Только в таком случае растение будет оставаться здоровым, и свое здоровье передаст тем, кто его использует, - человек, животные, птицы.

Лучше всего, когда азотные минеральные удобрения используются под контролем. Иначе их высокие дозы приводят к отравлению человека и животных за счет накопления нитратов, нитритов, нитрозаминов. Ясно, что выращивать урожай, ориентируясь на один минеральный азот, - это недоброе дело. Необходимо применять органику. Не спорю, что работа с органическими удобрениями - высоко затратное явление и не под силу многим. Есть выход - договориться, объединиться, но нельзя почву лишать естественного плодородия. Есть же еще один мало затратный выход - это использование сидератов. Лучшим сидератом является донник, посеянный под покров зерновой культуры. Используют для обогащения почвы и однолетние травы раннего срока сева. Эти культуры прикрывают поверхность поля своей массой, защищая его от перегрева и от активной работы аэробов. Гумус от разрушения изолирован - идет равновеликий процесс разрушения и создание органических веществ. Мало того - при доннике процесс нарастания органических веществ превосходит разрушение. Посев сидератов спасает гумус от полного разрушения. При таких условиях почва не беднеет, а наоборот - обогащается, так как донник берет меньше, чем отдает почве. К тому же сидераты своей массой затеняют сорные растения. Они становятся ослабленными и многие затем уничтожаются обработками.

На кормовые цели донник убирают в первой половине лета. Вторая половина лета дает возможность поле обрабатывать по типу пара - еще остается возможность максимально накопить влаги, покончить с некоторыми сорняками и накопить максимум питательных веществ. Урожайность - такая же, как по пару, но меньше затрат, и в подарок земледелец получает до 300 кг бесплатного, биологически чистого азота. Кроме этого, меняется структура самой почвы: она становится мелкокомковатой, водоустойчивой, вязкость ее уменьшается, увеличивается пористость. Все это создает благоприятные условия для проживания в ней микрофлоры. С уменьшением вязкости уменьшается и тягловое сопротивление, уменьшается износ почвообрабатывающей техники, экономится горючее. Смена растительной формации - злаковых растений на бобовые - лишает многих растительных паразитов естественного для них питания, и они вынуждены погибнуть с голода или сменить место проживания. Самое важное в использовании сидератов - это то, что получаемый после них продукт будет экологически чистым, а почва уйдет от такой болезни, как почвоутомление. Сидерат вернет ей молодость и значительно повысит продуктивность.

Если посмотреть, какое отношение к парам в передовых хозяйствах области, которые добиваются высокой культуры в земледелии, то увидим, что такой агроприем, как черный пар, почти не используется. Если и есть, то он идёт только под озимые культуры, и то - в небольших количествах. Под озимые они, в основном, используют пашню, освободившуюся из-под рано убираемых культур, например - гороха. Его рано высевают весной, у него короткий вегетационный период - после уборки и до посева озимых почва, в какой-то мере, успевает пропариться, позволяя использовать всю пашню под ежегодный урожаи. Они не допускают неучтенных потерь гумуса, особенно в первой половине лета. Растущий урожай сохраняет равновесие расхода и прихода органического вещества в почве, а убранный урожай оставляет после себя пожнивные и корневые остатки, которые после уборки немедленно заделывают почву. Эти остатки - плюс к той органике, которая сохранилась после уборки в почве. В результате продуманной технологии, баланс органических веществ в почве складывается положительный.

Второй плюс таких высокотехнологичных хозяйств - у них ранние сроки сева, культуры подбираются с коротким вегетационным периодом. Плюс ко всему - хорошо оснащены не только уборочной техникой, но и сортировально-сушильной. Они не ждут, когда зерно на корню будет с влажностью 13-14%, а убирают при 18-19%. Кроме этого, по-хозяйски используют фосфорные удобрения. Эти приемы позволяют начать уборку зерновых на 15-20 дней раньше обычного. Послеуборочный период они используют для парования всех полей, освободившихся от урожая. Земля в этот период хорошо прогрета, и процесс парования в ней идет успешно, длинные ночи не позволяют перегреть почву, потому в ней идет организационная работа микроорганизмов по переводу органического вещества в доступные для питания растений формы - и не более этого. Рано весной почва, в какой-то степени, пропаренная с осени под весь яровой клин, примет живительные семена. Такая технология позволяет хозяйствам своевременно проводить все полевые работы и более полно сохранять урожай от потрав, вредителей и болезней, стихийных бедствий. Главное для них - все работы проводить качественно и своевременно, без малейшего разрыва производительного цикла.

Особенность агротехники в Армизонском районе, в отличие от других районов, - самый большой клин паров. Пашня через каждые 3-4 года идет под пар. Положительно в этом только то, что почва заблаговременно готовится под будущий урожай. Отрицательно - за три-четыре урожая пожнивные и корневые остатки не могут компенсировать тех потерь гумуса, которые получаются за период парования, его баланс - отрицательный. Существует угроза для полей - быть заброшенными на несколько лет из-за почвенного утомления. Получается: чем чаще поле будет париться, тем быстрее придет в негодность.

Дорожите вы паром - это видно даже из того, что ежегодно в пределах 7-8 тысяч гектар пашни отчуждается от посева… И в это же время - в зимовку скот идет с небольшим, но дефицитом кормов. Поля после уборки урожая нуждаются в большой заботе, а нередко остаются без должного внимания.

Закон для хлебороба: "Сделай сегодня - завтра может быть уже поздно". Урожай зерновых имеет постоянный риск и требует к себе особого внимания. Он может быть уничтожен стихийными бедствиями - градом, сильным ливнем, сильным ветром, потравой птиц или животных. Но есть еще и непрошенные хозяева вашего урожая. Им хлеборобы не придают особого значения, хотя ущерб от них значительный. Клещи, зерновые тли, трипсы за 10-12 дней способны убавить урожайность поля от 3-х до 7 и более центнеров с гектара! У них короткие хоботки, и они способны брать сок только из самого верхнего - белкового - слоя. В результате урожай и его качество резко меняются в худшую сторону - чем позднее начнем уборку, тем солидней будет потеря урожая от этих тварей.

Надо знать и постоянно помнить, что по нашей воле, по нашему желанию в природе ничего не делается. Строго выполнять ее законы - и удача будет в ваших руках. Чем позднее начнешь зяблевую обработку, тем больше потеряешь в будущем урожае. Теряется не только эффект парования почвы, но и дается возможность всяким тварям - за счет падалицы зерна - нагулять достаточно жира и в хорошей форме встретиться с земледельцем уже на будущем урожае. При поздней зяблевой обработке земледелец может весной встретиться и с сорняками, которые вроде бы были уничтожены этой самой обработкой. Дело в том, что осенью день становится короче, влажность в воздухе и в почве увеличивается, тем самым создаются условия для прироста уже выдернутого из почвы сорняка. Не успеет зерно весной дать всходы, а "старые знакомые" уже создали молодым всходам огромную конкуренцию - отняли особенно необходимое фосфорное питание. Защитить культуру своевременно и надежно химпрополка не всегда может. Надо сорняк уничтожать ранней зяблевой обработкой, и чем раньше ее проведешь, тем выше эффективность.

Земледельцы, вернуть былую славу нашему сибирскому хлебу можете только вы! Влияние на качество зерна, на высоту урожаев зависит от вашего творческого труда! Сделайте все, чтобы плодородие армизонской пашни стало не ниже, чем в Тюменском, Исетском и других районах области. Желаю успехов в этом благородном деле!

Автор: Ф.В. ДУНДУКОВ, ученый агроном-полевод