Распространённое мнение о том, что наши дети сегодня очень безграмотны, словесник Новолыбаевской школы Надежда Савенкова считает преувеличенным. Учитель с 20-летним стажем утверждает, что с правописанием у современных учеников не всё так плохо.
По крайней мере, об этом говорят результаты единого госэкзамена: половина новолыбаевских выпускников выполнила тестовые задания по русскому языку на «хорошо» и «отлично».
Новый учебный год в школе традиционно начался с проверочных работ.
– Надежда Алексеевна, справились ли ребята с письменными заданиями и диктантами, и каковы были их типичные ошибки?
– Справились и неплохо. Особо порадовали итоги словарных диктантов: я не поставила ни одной «двойки». А это значит, что слова для запоминания, расположенные аккуратными столбиками в конце учебника, прочно осели у ребят в головах.
Чего не скажешь о правилах русского языка: их ученики явно подзабыли за лето. Младшие школьники то и дело ошибались в правописании безударных гласных в корне слова, старшеклассникам не давалось правильное написание одной и двух Н в различных частях речи. Но я не паникую: учебный год только начался и у нас ещё есть время повторить пройденный материал.
– Будете штудировать правила? Или у вас есть свои секреты повышения грамотности учеников?
– Мало знать правила, нужно уметь применять их. У некоторых школьников хорошо развито так называемое чувство языка. Они могут не знать правил, а писать верно.
Но одна закономерность неоспорима: грамотны те, кто много читает! Но в наш век, когда лучшим подарком стала не книга, а планшет, привить ребятам любовь к чтению чрезвычайно сложно. Неподдельно интересуются книгами ученики младшего и среднего звена. Старшеклассники же всё реже бывают в библиотеке, а если и читают художественные произведения, то, как правило, в сокращённом варианте. Отсюда неумение самостоятельно писать сочинение, думать, рассуждать… А ведь в этом учебном году в школу вернулось сочинение, которое станет своеобразным допуском к ЕГЭ.
– На ваш взгляд, нужно ли возвращение сочинения в школы?
– Это несомненный плюс. Оно поможет учителям оценить не только уровень грамотности выпускников, но и их умение логически мыслить. Готовясь к сочинению, ребятам волей-неволей придётся обратиться к литературным текстам, критическим статьям, словарям. Сегодня у нас в школе есть специальный элективный курс «В мире литературных героев», где ученики учатся правильно писать сочинения. В прошлом году одиннадцатиклассники охотно посещали дополнительные занятия по комплексному анализу художественного текста, а девятиклассники учились в «Школе абсолютной грамотности».
Уроки по развитию речи подчинены одной задаче – грамотному изложению мыслей на бумаге. Сегодня у моих пятиклассников написать связный текст сразу не получается, поэтому я сначала предлагаю им … нарисовать будущее сочинение. Такой приём здорово работает.
– Надежда Алексеевна, социологи утверждают, что человек счастлив, если не принадлежит к полутора миллиардам людей на планете, которые не умеют ни читать, ни писать. В связи с этим вы – счастливый человек.
– Конечно.. Я – грамотная и следовательно могу донести до окружающих свои мысли. А мои мысли и есть моя душа. Могу сказать, что я счастлива вдвойне, потому как не только владею родным языком, но ещё и учу ему других.
Ольга МЯСНИКОВА
Фото автора