Медиакарта
8:02 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Поможет ли новый стандарт достичь цели?

Поможет ли новый стандарт достичь цели?
13:50 | 09 сентября 2014

Утвержден и уже через полгода должен широко использоваться «стандарт профессиональной деятельности педагога».

Основная его цель – повысить качество труда педагогических работников, его эффективность. В какой мере и как новый стандарт поможет достичь этой цели?

Образованию в последние годы живется сложно. До сих пор нет единого мнения о том, насколько верно выбран путь реформирования системы образования. Оптимизировать сеть учреждений, интенсифицировать труд учителя, увеличить количество детей на одного ученика, сократить число педагогов- и все это надо сделать одновременно.

Сообщество педагогов в замешательстве и сейчас. Не успели в полной мере освоить, осознать федеральные государственные стандарты общего образования, а с начала нового года предстоит работать в условиях введения профессионального стандарта для педагога.

А это значит, что вступивший в силу, обязательный для исполнения нормативной акт должен учитываться при формировании руководителем образовательного учреждения кадровой политики, в управлении персоналом, при аттестации, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций, при установлении системы оплаты труда и т.д.

Согласно документу к учителю будут предъявляться существенно более строгие критерии, от него ждут гораздо больших знаний и умений. Стандарт, к примеру, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь вместе с учениками использовать иноязычные источники информации.

Или такие требования: теперь любой учитель обязан уметь работать со всеми категориями детей – особо одаренными, отстающими в учебе, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Кроме того, учитель должен быть профессиональным психологом.

Перечень предъявляемых стандартом умений, выраженных в глагольной форме (уметь строить, создавать, анализировать, поддерживать, защищать, находить, владеть, сотрудничать и т.д.) очень обширен и представляет интерес в большей степени для педагогов, поэтому перечислением обязывающих глаголов ограничимся.

Столь же обширен и перечень необходимых знаний. Назовем лишь малую толику из них, чтобы сформировать у читателя представление о предъявляемых стандартом требованиях: учитель должен знать законодательные акты о правах ребенка, государственные образовательные стандарты общего образования, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, основные принципы деятельностного подхода, поликультурное образование и т.д.

Руководитель института образования высшей школы экономики И. Фрумин в своем анализе педагогического стандарта, выложенном в интернете, пишет: «Нынешний документ кажется нереалистичным. Думаю, он массово заработает не с 1 января 2015 года, а намного позже, лет через 10. А как ориентир он будет положительным».

Более резко высказался по этой проблеме профсоюзный лидер педагогов страны Всеволод Луковицкий: «Эти требования я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому сразу можно присваивать звание заслуженного учителя России. Таких людей в стране не более 100. Пока что этим требованиям соответствовать невозможно».

О конкретных шагах по переходу на новый стандарт, как свидетельствует учительская пресса, Минобрнауки пока ничего не говорит.

Естественно, не обошло вниманием эту проблему и педагогическое сообщество области. В конце июня в областном центре состоялась дискуссия «Профессиональный стандарт педагога – пути реализации»

(см. «Тюменские известия» от 9 июля 2014 г)

Директор департамента образования Ямала Ирина Сидорова считает, что «ответить на этот вызов профессиональное сообщество не может: условия, в которых работает учитель, и без того «дуга высокого напряжения»…Я думаю, найдется мало учителей которые хотя бы это осмысливают, еще меньше тех, кто владеет инструментами для реализации такого замысла. Что делать? Поменять всех учителей на новых, молодых? Мы не можем себе это позволить. Значит, нам остается в минимальное время обучить педагогов, изменить систему преподавания в школах. Это невероятно сложная задача».

К вопросу о «замене учителей на новых» заметим, что программа педагогических вузов осталась прежней, она еще не сориентирована на подготовку кадров с учетом требований нового стандарта. Пока педвузы перестроятся, сформируют соответствующую программу – на все это потребуются годы.

«Судьба профессионального стандарта педагога зависит от того, в чьих руках (точнее – мозгах) она находится, - считает ректор института развития регионального образования О. Ройтблат.

Мнение директора ТОГИРРО вселяет некоторый оптимизм. «Система дополнительного образования и повышения квалификации в регионе уже много лет настроена на увеличение уровня компетентности педагога, - сказала Ольга Владимировна.

– В частности, создана персонифицированная модель повышения квалификации… Но фактический эффект от переподготовки возможен, если учитель займется этим не для чиновников, не для галочки, а для себя, для своих учеников и школы.

У нас нет пессимистического настроения: ума, интеллекта, профессионализма нам, конечно, хватит, чтобы сверить свои собственные ориентиры с прописанными в документе стандартами. И вообще, надо радоваться, что они появились в нашей стране. Мы все хорошо понимаем: качество школы не может быть выше качества работающих в ней педагогов».

Не впадать в отчаяние и в то же время не испытывать особых иллюзий в связи с введением новаций призвал академик Российской академии образования, видный тюменский ученый, доктор наук, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально – педагогических исследований Владимир Загвязинский.

Нынешний год станет пробным для реализации требований профессионального стандарта педагога. Хотелось бы, чтобы этот документ не навредил делу нравственного воспитания, не превратил в еще большую формальность, чем сегодня, а послужил стимулом, как сказала О. Ройтблат, для профессионального роста.

Хочется верить, что сбудется оптимистический прогноз члена корреспондента РАО, руководителя одной из элитных школ г. Москвы Е.А. Ямбурга: «Когда мы вдоволь насытимся информационными технологиями и перестанем играть с компьютером, как дикари с зеркальцем и бусами, тогда, наконец-то, учитель займется тем, чем и должен заниматься - педагогикой, творением, созиданием личности ребенка» (Журнал «Народное образование» №4 – 2014 год).

А пока, кажется, сменяющие друг друга новации, претендующие на статус «кардинальный или кардиональная», на самом деле в известной степени мешают учителю «заниматься педагогикой».

Ишмухамет Гайсин, ветеран педагогического труда