Медиакарта
21:48 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Упал товар – готовить «нал»?

Чтобы в какой-то степени «защитить» свой кошелёк, покупателям необходимо различать две вещи: случайная порча товара и его «гибель», произошедшая по их вине…

Недавно с моей знакомой произошёл малоприятный случай в местном супермаркете. Женщина неторопливо ходила между полок, выбирала товар и складывала его в фирменный «магазинский» пакет, который… неожиданно разъехался по швам, из него выпала банка, разлетелась вдребезги, и всё содержимое оказалось на полу, вперемежку с осколками… Что тут скажешь - ситуация не из приятных. Но всё дело в том, что за несостоявшуюся покупку ей все равно пришлось рассчитаться – в кассовом чеке в общем списке купленных продуктов стояла та самая разбитая банка с консервированными овощами…

Обязан ли покупатель оплачивать случайно повреждённый им товар? И правомерны ли действия работников торговли, которые «автоматически» высчитали с покупательницы стоимость продукта, который на тот момент уже утратил свои потребительские свойства?

С этими вопросами мы обратились к ведущему специалисту отдела экономики и прогнозирования Армизонской районной администрации Анастасии Сергеевне Бжевской, которая первым делом уточнила:

-Банка разбилась до оплаты?

-Да, до получения чека.

-Тогда действия работников торговли однозначно неправомерны, они не имели права брать деньги за продукт, который по своей сути уже таковым не являлся. Тем более, что банка выпала из принадлежащей магазину переносной упаковки, и она порвалась до того, как человек миновал кассу и вышел на улицу… Покупатель не будет виновен и в том случае, если аккуратно поставленная на транспортёр бутылка или банка упадёт от того, что кассир включил ленту, и она резко дёрнулась.

При розничной покупке в магазине между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае будет являться чек, но до его получения собственником товара считается магазин, и именно он отвечает за подобные недоразумения. Однако после того, как оплаченная покупка оказывается в руках потребителя, то это становится его собственностью.

Взыскать стоимость разбитого товара с покупателя магазин может как в добровольном, так и в судебном порядке. Если покупатель признает, что порча произошла по его вине, то он может возместить ущерб тут же, без каких-либо «заморочек». В противном случае, когда гражданин отказывается оплачивать повреждённый по его вине товар на месте, то составляется соответствующий акт. Потом этот документ понадобится для суда, и в данном случае покупателю желательно проконтролировать, чтобы была указана и его оценка причин случившегося. А вот отдавать свои документы охранникам или сотрудникам магазина покупатель вовсе не обязан. Не будет лишним знать, что работники охраны не должны превышать свои полномочия – они не имеют права не выпускать человека до тех пор, пока тот не оплатит стоимость испорченного продукта, нельзя грубить, кричать и даже дотрагиваться до покупателя, который в свою очередь может вежливо сообщить, что готов возместить ущерб, но только после того, как его вина будет доказана судом.

Кстати, существуют определённые правила хранения товаров – они должны быть устойчиво расставлены на стеллажах. К примеру, если они расположены на полках «горкой», где нет бортиков и, взяв одну банку, человек разрушает всю «конструкцию», и некоторые падают на пол, то покупательской вины тут нет, потому что малейшее движение спровоцировало падение… Виновен магазин и в том случае, если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают установленным нормам, или человек поскользнулся на влажном полу и при падении «снёс» витрину… Словом, если в магазине не созданы условия для сохранности своего товара.

-Допустим, я пришла в один из магазинов самообслуживания, и возле полок со спиртным меня настиг звонок «мобильника». Я начала говорить по телефону, при этом отчаянно жестикулировать и ненароком смахнула с полки коньяк, стоимостью этак в пятьсот или тысячу рублей.

-В этом случае, однозначно, вина ваша, так как магазину причинён ущерб, и вы обязаны возместить его в полном объёме. То есть - могли бы спокойно стоять, разговаривать и не размахивать руками, а тут к порче товара привело ваше чрезмерно эмоциональное поведение и неосторожные действия… Ситуации бывают неоднозначные, иногда люди не хотят признавать свою вину за разбитый товар, и в таких случаях конфликт может быть решён в судебном порядке. Доказательства своей правоты могут представлять обе противоборствующие стороны – для этого стоит заручиться поддержкой как минимум двух людей – свидетелей случившегося…

-Спасибо за беседу.

Автор: Подготовила Ольга АНДРИЕНКО