Повествование мое об одной из ровесниц области – уроженке с. Второвагайское Хайрутдиновой Найле Айсовне. Считаю необходимым написать о ней в районную газету, потому что и она своим трудом внесла, пусть и скромный, по мере своих возможностей, личный трудовой вклад в ее развитие.
Получив в 1962 году среднее образование в 15-й школе г. Тобольска, в том же году она стала учительствовать в Истяцкой, позднее – в Бегишевской и Касьяновской школах. Специалистов с педагогическим образованием тогда было недостаточно, поэтому отдел образования на должность учителя иногда приглашал выпускников средних школ.
В возрасте 20 лет вышла замуж, родили двух детей – сына и дочь, но счастливая семейная жизнь по причине присущего многим мужчинам недуга не сложилась. Через три года семья распалась. В это время Найлю Айсовну и направили в Касьяновскую школу. Оставив детей на попечение бабушки в юртах Вагайских, как тогда называли это село, она поехала на работу. И только по выходным дням навещала маму и детей, переправляясь через Иртыш в любое время года. Особую опасность таил в себе весенний рыхлый лед, готовый провалиться под ногами в любое мгновение. Но материнский и дочерний долг вынуждал не считаться с предполагаемыми рисками.
Может быть, и связала бы Найля Айсовна, получив заочно педагогическое образование, свою дальнейшую жизнь с обучением и воспитанием детей. Но в апреле 1971-го произошел несчастный случай, который пришел совсем не с той стороны, откуда его можно было ожидать. От полученных шока и травмы она длительное время не могла двигаться и даже говорить.
Пролежала в больнице полгода.
После прохождения всех длительных процедур, полагавшихся в таких случаях, тюменские врачи предписали ей инвалидность. О возвращении на прежнюю работу не могло быть и речи.
Ей назначили пенсию, 17 рублей.
Понимая, что маловероятно на эту сумму прокормить, одеть-обуть, обучать своих детей, Найля Айсовна пошла работать – продавцом в Ярковский магазин Супринского сельпо.
Трудолюбивая, добрая, добросовестная, к исполнению своих обязанностей она относилась со всей ответственностью, старалась своевременно завезти в магазин необходимый ассортимент товаров. А осенью и весной тогда по дороге можно было проехать только на тракторе или лошади.
Когда магазин переподчинили Вагайскому сельпо, бывало, Найля Айсовна за товарами в Вагай ходила пешком. Хорошо, если кто-нибудь подвезет на обратном пути, а нет оказии, чаще так и случалось, - так до самого магазина приходилось идти с полными сумками.
Вот таким честным служением людям она и обеспечила себе авторитет и уважение.
В 1992 году Ярковский магазин закрыли. С этого времени и до 2002 года она работала в родном селе с той же выработанной годами ответственностью, старалась сделать землякам доброе, полезное и, естественно, выполнять план товарооборота, по которому, в конечном счете, руководство определяло качество работы продавца. В этом смысле оснований предъявлять претензии к ней администрация потребительской кооперации не имела никогда.
Личная жизнь после развода наладилась только через 10 лет, Найля Айсовна повторно вышла замуж. Прожили счастливо 20 лет, родили сына, муж хорошо относился и к неродным детям.
И вновь беда за бедой, одна страшнее другой. В 1999-м умер муж, в 2013-м старший сын. Конечно, эти трагедии не могли не сказаться на здоровье Найли Айсовны, сейчас она частенько прибаливает. И только крепкий дух позволяет ей сохранять чувство оптимизма.
Сейчас в меру своих сил она старается помогать младшему сыну, Руслану, проживающему также в с. Второвагайское, воспитывать его четверых детей.
Ветеран труда, за свое стремление всегда добросовестно исполнять свой долг Найля Айсовна руководством многократно поощрялась, награждена медалью. Но для нее важнее другое – уважение, доброе отношение и признательность тех, для кого она, порой превозмогая себя, свои недуги, честно работала.
Я желаю своей героине мира, добра, благополучия, крепкого здоровья на долгие годы. Заботы и внимания детей, пяти внуков и правнучки.
Нина Слепцова, председатель Бегишевской первичной ветеранской организации