Медиакарта
14:14 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Влюбить ребёнка в школу

В классе Вероники Валентиновны Земцовой тишина. Светлые парты в три ряда, большие окна с белоснежным тюлем, свежевыкрашенный пол, по которому первого сентября ступят, пока ещё робко, десятки детских ног в новеньких туфельках. Накануне этой встречи у учителя – беспокойная ночь: какие они, её будущие питомцы, как сложатся их отношения? Это ожидание всегда волнительно, хотя позади больше двадцати лет работы в школе.

Быть учителем, как признаётся Вероника Валентиновна, с детства не мечтала, просто так сложились обстоятельства. После окончания школы в родном Омске вышла замуж и уехала в Голышманово. Год проработала в отделе культуры, готовила выступления агитбригад, ездили по всему району. Потом окончила Голышмановское педучилище и сразу устроилась в школу.

– Первый выпуск помнишь всю жизнь. Это как проверка: ты рождён для школы, останешься здесь или нет, – так считает Вероника Земцова.

В тот год было шесть первых классов, Земцовой достался «Е», больше 30 ребят. Она и сейчас может всех поимённо назвать. Горазды были на выдумки талантливые, артистичные ребятишки. Как раз молодёжный сериал «Элен и её друзья» начали показывать по телевидению, ребята своему учителю каждую очередную серию в ролях инсценировали. Свою учительницу с выразительными зелёными глазами ученики не забывают, звонят, навещают. Ей интересно, как они устроились в жизни, какую профессию выбрали.

Говорят, отдавая ребёнка в первый класс, родители выбирают не школу, не программу, а учителя. Именно от него во многом зависит, заинтересует ли учёба ребёнка. Учитель знает детей лучше, чем родители, каждый день шесть часов – глаза в глаза. От внимательного взгляда ничего не ускользнёт: у одного настроение пропало, видимо, поссорился с кем-то, другой морщится, значит, неважно себя чувствует, третий рассеян – устал, надо дать отдохнуть:

– Одно из моих основных правил – не повышать голос на детей, – делится секретами своего педагогического подхода Вероника Земцова. – У них отношение к учителю просто благоговейное, и, если учитель в классе начал кого-то ругать, автоматически этот ребёнок в глазах остальных становится плохим. Такого ни в коем случае нельзя допускать. Если нужно пожурить, беседую один на один.

Сколько бы не спорили родители и учителя о плюсах и минусах программы Занкова, желающих обучаться по этой методике много. Хоть и сетуют на то, что, в старшем звене применяется традиционная программа и отсутствует преемственность в продолжение занковской системы, всё же база даётся основательная. Развитие логики, ассоциативного мышления, умение вглядываться в детали, не заучивать готовые предложенные схемы, а самому находить решения, используя разные варианты – детям это нравится. А родители порой не могут выполнить задания, которые детки как орешки щёлкают.

– У нашего поколения другие были установки, – размышляет учитель. – Не приветствовалось иметь собственное мнение, лезть, как говорится, вперёд батьки в пекло. Может, поэтому и стремление осваивать что-то новое, не бояться рисковать у нас не так выражено...

Полученное в школе остаётся на всю жизнь, с этим не поспоришь, старается учитель вырабатывать у своих воспитанников «стрессоустойчивость». Не получилась буква в прописи, сидит малыш, ревёт, такая трагедия. Учитель подойдёт, посмотрит в тетрадь: а ведь предыдущие три буквы какие аккуратные, красивые, лучше всех, молодец! И, глядишь, высохли слёзы, снова старательно выводит ручка палочки и крючочки.

Нынешним своим первоклассникам Вероника Валентиновна приготовила сюрприз: на уроке первого сентября каждого будут ждать яркие гелиевые шары, привязанные к стульчику, и памятная медаль, которые детки унесут домой. Это станет их первой радостью, первым впечатлением. Ведь задача первого класса – влюбить ребёнка в школу.

Фото из личного архива

Автор: Ирина Шадрина