Медиакарта
22:01 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Лёд тронулся?

Лёд тронулся?
10:40 | 19 сентября 2014
Источник:

Центр обратил внимание на региональную прессу

Мы уже сообщали о том, что при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ образован Экспертный совет по региональным печатным СМИ. Пишущая братия в основном с энтузиазмом восприняла это известие: плохо ли, если советовать будут профессионалы-региональщики, пашущие медиа-поле не один десяток лет и знающие проблемы отнюдь не понаслышке. Впрочем, нашлись и скептики, утверждающие, что сей инструмент вряд ли будет рабочим. Не запихнут ли, мол, его в скором времени, словно ржавый напильник, в какой-нибудь дальний угол шкафа: авось, когда-нибудь пригодится.

Все может статься. Но разве судьба экспертного совета не зависит от самого экспертного совета – от его настроя, принципиальности, смелости, наконец. Первое заседание, состоявшееся буквально днями на площадке Минкомсвязи, продемонстрировало, на мой взгляд, боевой настрой общественников и их решимость изменить ситуацию на региональном медийном пространстве. Вносились предложения, высказывались просьбы, сталкивались мнения. Почему не поддерживаются (или слабо поддерживаются) негосударственные газеты? Почему власть поощряет выпуск бесплатных (то бишь оплаченных из кармана налогоплательщика) СМИ? В том же Красноярске, по признанию члена экспертного совета Владимира Павловского, на рынок выбрасывается порядка 120 тысяч экземпляров таких газет. О какой конкуренции можно вести речь, негодует главный редактор «Красноярского рабочего», газеты, вошедшей в свою 109 годовщину и находящейся сегодня в весьма незавидном положении.

Кстати сказать, Павловский был не единственный, кто нападал на государственные газеты, пользующиеся существенной материальной поддержкой власти. Член экспертного совета Александр Гимельштейн, главный редактор «Восточно-Сибирской правды» (г. Иркутск), например, счел целесообразным рассмотреть вопрос о запрете рекламной деятельности тем изданиям, которые кормятся от бюджета.

Алексей Волин, а на него сегодня, помимо основной работы (он – зам. министра связи и массовых коммуникаций), возложена и функция заместителя председателя экспертного совета, по поводу противостояния «государственные-негосударственные» высказался следующим образом: «Самое опасное – это считать государственные СМИ недоразвитыми, недоСМИ». И тут же оговорился: хотя, конечно же, они должны, как и негосударственные, внедрять рыночные подходы.

Да, согласились общественники, иначе медийный рынок скукожится еще сильнее. К слову, окрепнуть материально и тем, и другим СМИ помогло бы снижение НДС (в ряде стран он нулевой или не превышающий 5-процентной отметки, да ведь и у нас когда-то он был 10%) – это одно из предложений членов экспертного совета. Впрочем, вряд ли в обозримом времени это пожелание обретет реальные черты.

Похоже, нет оснований надеяться и на то, что государство вернет «Почте России» дотации на доставку газет, и, стало быть, подписные цены не спрыгнут с головокружительной высоты. Как в этой ситуации удержать подписчиков (ввиду нынешнего повышения цен на газеты их потери составили по стране свыше 5 млн человек), как приобрести нового читателя? Контентом, утверждают те, кому удается удержать и привлечь; вряд ли появится интерес к тем изданиям, которые делаются исключительно для властной аудитории.

Да, тиражи грохнулись. Но давайте признаемся себе: дело не только в сокрушительных ценах («Тюменская правда», например, подорожала вдвое). «Почта России», конечно же, сделала свое черное дело, изрядно выкосив медиа-поле. Однако это лишь часть правды. Другая ее часть состоит в том, что исчезает привычка к чтению газет, потребность, если хотите. Подавляющее большинство из категории людей почтенного возраста не может теперь себе позволить такую роскошь, как газета, а молодежь – не хочет. Не приобщена к чтению вообще и периодики, в частности. Так, может, стоит обратиться к зарубежному опыту? В Бельгии, например, по рассказу пресс-чиновницы, бесплатно выписывают на школу (на каждый класс) по нескольку муниципальных изданий. Дети читают, обсуждают проблемы или достижения. Таким образом, они не только воспитывают в себе культуру чтения общественно-политической периодики, но и приобщаются к общественной жизни и даже – взрослые смеют надеяться – вырабатывают в себе гражданскую активность.

Как отметил Алексей Волин, следующий год станет Годом литературы. Но охватят ли вниманием газетный блок? Возможно, это будет зависеть и от стараний экспертного совета. К слову, он намерен активно пропагандировать передовой опыт, поднимать вопросы подготовки журналистских кадров, продвигать тему уже упомянутого выше налогообложения, контента, распространения газеты. Словом, планов громадьё. А в средних числах ноября в Екатеринбурге состоится большое совещание, на котором пойдет речь о месте и роли региональной печати.

Лед тронулся, считает Софья Дубинская, председатель экспертного совета, она же исполнительный директор АРС-ПРЕСС, человек, который много лет работает именно с региональной прессой. Время покажет. А вообще… Нужна ли сегодня региональная пресса, так называемые общественно-политические газеты? Если государство хочет, чтобы они доносили до населения его политику, если желает, чтобы СМИ оставались неким связующим звеном между властью и гражданами, то – да. Почему-то думается, что «СПИД-Инфо» эту миссию не выполнит. У этого издания совсем другие задачи.

Автор: Лариса ВОХМИНА, Андрей ЛЕОШКОВ /фото/