Медиакарта
14:49 | 18 сентября 2019
Портал СМИ Тюменской области

Клуб Безопаскина: Выжить без цивилизации

Клуб Безопаскина: Выжить без цивилизации
11:24 | 19 сентября 2014

Странная тема, да?

В наш век высоких технологий, когда компьютер сам предлагает поискать в интернете то, о чём ты думал в прошлый раз…

Да-да, именно сейчас крайне важной становится тема – как выжить, если вдруг часть цивилизации неожиданно кончится?

Ну, например, выключат свет?

Я как житель нашей страны с 40-летним опытом выживания помню, например, ночь армянского землетрясения в 1988-м. Я тогда была в детском сочинском санатории. В горах разразилась гроза, погас свет. Никто ничего не понимал. Горные учреждения расположены далеко друг от друга. Телефоны перестали работать. Лил дождь. Выяснилось, что далеко не все взрослые готовы взять на себя руководящую роль.

На каждом этаже было два взрослых человека – медсёстры, причём, так сложилось, что одна была спокойной, другая – паникёрша, которая металась от телефона к телефону, орала и высказывала самые жуткие предположения, которые тут же подхватывали неуравновешенные дети. Малыши метались по коридору в застекленной веранде – был реальный риск упасть со старинной лестницы или с третьего этажа. Спокойная медсестра, пыталась навести порядок, но для этого ей надо было в темноте найти ту силу, на которую можно опереться…

Выяснилось, что взрослые люди слабо представляют, можно ли опираться в критической ситуации на детей, и что вообще эти взрослые не очень хорошо детей знают (днём с нами находились педагоги – но на ночь они уходили домой).

Третье открытие было волшебным: не все дети являются истеричной биомассой, требующей заботы. Наш, третий этаж, был девчачьим. У нас находились самые младшие и самые старшие девочки – 7-8 лет и 14-15. Среди старших девочек моментально образовалась группа активистов, которые: распорядились сдвинуть свои кровати и притащить сюда часть младших; сдвинуть кровати у оставшихся малышей и не оставлять их одних, отловили орущую медсестру и отправились вместе с ней искать свечи и списки то ли на старый, заросший паутиной чердак, то ли в подсобку. И где-то даже нашли.

Конечно, утром все были опухшие и зарёванные, проспали завтрак, но все были живы и счастливы. Были ли мы готовы к этим обстоятельствам?

Частично.

Думаю, часть детей паниковала потому, что всегда есть люди, которые не могут справиться с эмоциями, и сколько их не проси замолчать во время опасности, они будут визжать от ужаса, как мартышки над водой. Ну, родились такими.

Зато другая часть была, как пел Владимир Семенович Высокий, воспитана на правильных книгах. Случилась военная ситуация – и подростки отреагировали вполне в духе Гайдара: взяли «командование полком в свои руки».

Готовы ли к этому нынешние дети? Или землетрясение исключено, как и отключение электричества, и крупная авария, и прочие теракты? Как показывает нам телевидение, от катастроф сейчас не застрахован никто.

И дело не только в психологической готовности пережить ночь без света, помогая при этом тем, кто младше. Дело в том, что за инструкцией по выживанию дети привычно попробуют слазить в интернет. А если он не работает?

Кто сейчас вспомнит о возможности зажечь свечи или хотя бы факел?

Все давно ходят на даче в туалет с мобильниками!

Самое потрясающее, что самые доступные детям СМИ – то же телевидение – не учат детей выживанию, а прививают им весьма фантастические представления о кризисных ситуациях.

Мой муж запретил смотреть детям сериал «Корабль», пока они не прочитают книгу о выживании. При этом была рассказана история о нашей соседке, которая, будучи стопроцентно городским жителем, вышла замуж в деревню и в первое же лето показала мастер-класс на сенокосе.

-Где ты научилась стоговать?- восхитился муж.

-Кино смотрела, - честно сказала женщина.

-Видимо, это было старое кино, – определил муж.

И то правда: там можно запросто увидеть и технику различных работ, и как корабль борется с волнами, и как убирают от пострадавшего человека без всякого вреда для голых рук находящиеся под напряжением провода; и тонущего в проруби вынимают друзья и не проваливаются под лёд, и многое другое.

– Раньше консультантов нанимали, – вздохнул муж, – а сейчас… Поэтому детям это смотреть нельзя! Да, дети сейчас могут запросто убить за минуту 50 монстров в мобильнике.

Но разве что один-два человека могут поймать рыбу на удочку. А так, чтобы сделать удочку самому, имея лишь крючок, да найти наживку, да ещё выбрать правильное место для лова.

И какой смысл для цивилизации в том, что дети убивают монстров?

Разве что отборочный: в случае реального нападения монстров выживут те, кто умеет ловить рыбу. То-есть один из двадцати пяти человек.

Учим ли мы детей выживать? Ведь сами-то мы в большинстве случаев, если не умеем, то хотя бы читали или видели всё то, что может пригодиться в случае отключения воды и света.

Нет, не учим.

Почему?

Ну, во-первых, нас это не коснётся.

Во-вторых, английский важнее.

В-третьих, нет времени.

В-четвертых, мы мало знаем, вот если бы были курсы, чтобы учили – мы бы туда детей отдали.

В-пятых, ерунда какая-то…

Если честно, я бы тоже так думала, если бы среди моих друзей не было тех, кто брал Грозный в 1991-м и вынужден был выживать в мёртвом городе без чистой воды и света; тех, кто помогал жителям пострадавшего Крымска, где тоже было много первобытностей.

Одна из моих подруг, которой я изложила свои соображения по поводу необходимости учить детей всяким «выживучестям», недовольно поморщилась:

– Зачем на деток страх нагонять? Это ж они к чему готовиться будут? Хлеб из лебеды печь? Рыбу в глине жарить? А оно им надо?

– Надо! – заявили дети. – Это прикольно!

Может, именно так и правильно: не нагонять чернухи, а рассказывать о возможных путях выхода из кризиса в качестве шутки, расширения кругозора.

– Поэтому кладовка у нас забита всяким хламом типа ножной машинки, - иронизирует моя старшая.

– Будешь подкалывать – я ещё ткацкий станок соберу, – обещаю я.

– О, да! – отвечает ребенок. – Вокруг разруха, нет света, нет воды, а мы сидим, шьём на машинке, свечи или керосинку жжем…

– Лучину. Керосинка – только по праздникам.

Она смеётся. И это хорошо. Хорошо, что это веселит, а не пугает.

Автор: Мама Лена МАЙСЮК