Любовь Александровна Баянова родом из деревни Свистуха. Со своим будущим мужем она училась в одном классе школы №2 посёлка Голышманово. После окончания педагогического института вернулась в родной посёлок, преподавала в школе, работала в отделе образования. Но неисповедимы пути судьбы – её мужа переводили по служебной необходимости, и семья переехала сначала в Казахстан, потом в Викуловский район, затем в Тюмень. В Тюмени сейчас живут сын и дочь Баяновых. А последние три года Любовь Александровна с мужем Леонидом Константиновичем – на юге, у моря.
Но куда бы не вели житейские дороги, родной край зовёт обратно. Воспоминания всё чаще бередят сердце.
– Моя мать, Ирина Ивановна Таберт, работала в годы Великой Отечественной войны в госпитале, в Грозном. Там лечился мой будущий отец после ранения, ему ампутировали ногу. Александр Плюхин служил в разведке, и в одном из боёв рядом взорвалась граната. После лечения мать сопровождала отца домой в Свистуху и осталась с ним – такая была любовь! Через год родилась я, а потом – брат. Мама устроилась на работу в Королевский медпункт, потом в Голышманово работала. Все её уважали и ценили. Я была грудным ребенком, а она каждый день ходила пешком 12 километров на работу в посёлок – это был подвиг для матери.
Любовь Александровну с дорогой из посёлка в Свистуху связывают особые воспоминания. На полпути росла старая берёза. Здесь уставшие путники всегда делали привал, укрывались в непогоду.
– Эта берёза, – вспоминает Любовь Александровна, – была своеобразной вехой на пути из района в соседние деревни. Пользовались этой дорогой, пока не построили большак. Все берёзку почитали своей берегиней. До сих пор помню, как мы в поход ходили с вожатой. Здесь отдыхали: лежали в траве рядом с березой и блаженствовали, а в ступнях бегали мурашки от шестикилометрового «пробега». У этой березы отец часто встречал маму на мотоцикле – посадит её и домой, где я маленькая все глаза уже проглядела... Отец ещё до войны освоил трактор, а потом мотоцикл водил, несмотря на то, что ноги не было. По хозяйству всю работу мужскую управлял. Он и на гармошке играл, и на охоту ходил – силки на зайцев ставил.
Родители в строгости держали детей, но не мешали их увлечениям. Семья жила скромно, большому достатку неоткуда было взяться. Дети росли самостоятельными – бегали в лес за ягодами и грибами. Люба с малых лет освоила швейное дело. На маминой машинке перешивала из старых вещей обновки. Шила, и когда студенткой была Тюменского института, и в замужестве – для себя и детей. В школе прекрасно рисовала, любовь к хорошей музыке и танцам – тоже из детства. Вместе с одноклассниками занималась спортом. А в классе было много спортсменов: Валерий Кузнецов, Владимир Оденаев, Людмила Прибыткина, Николай Ефременко, Тамара Кузнецова. Пятьдесят лет прошло, а связь одноклассники до сих пор не теряют.
Студенткой Люба доказывала своим сокурсникам, что Голышманово не периферия, а поселок городского типа. Ну и что, что нет асфальта и тротуары деревянные, зато зелени полно и садов много. А сейчас она ещё может добавить, что в Голышманово выросли талантливые и умные люди. Из 25 одноклассников 15 ребят получили высшее образование – стали педагогами, юристами, агрономами.
Любови Баяновой повезло. Её педагогом на биологическом факультете была Лидия Нестеровна Сурина – кандидат биологических наук, целительница и травница. Она не только преподавала биологию, но и учила студентов пользоваться травами. Лидия Сурина на протяжении многих лет общается и дружит со своими бывшими студентами. Когда Любови было уже сорок лет, Лидия Нестеровна стала ей и дочери наставницей, крёстной матерью при крещении. Этот первый выпуск, где училась Люба, для Лидии Суриной стал родным. Многие события своей жизни она разделяет с ними. При случае собираются в Тюмени у своего куратора.
– Мы со своей подругой со школы Светой Поповой вспоминаем часто о посиделках у Суриной. Однажды она угостила нас солёным салом, прокрученным с травами и пряностями – до этого никогда и не думала, что это вкусно. Все взяли рецепт и готовили дома, – вспоминает Любовь Баянова.
Всё лето к Баяновым в Анапу приезжают родственники из Тюмени – дети, племянники, внуки... Отдыхают, купаются, загорают. Знание лекарственных трав, умение готовить позволяют Любови Александровне и баловать детей вкусной стряпнёй, и беречь их от недомоганий и болезней, что могут случиться с переменой климата.
Некоторыми рецептами она поделилась с голышмановцами.
Рецепты от Любови
Лучшее средство от перегрева и переутомления – чай с мёдом, лимоном, имбирем. Лимон и имбирь мелко нарезать, добавить ложку мёда. Держать в закрытой банке. Периодически добавлять в чай. Это укрепит иммунитет, придаст бодрости и сил. Особенно актуально перед сезоном простудных заболеваний.
Хорошо заварить противомикробный сбор – календула, ромашка, череда, шалфей, элеутерококк. Всех трав по щепотке, пить как чай или полоскать горло.
А ещё Любовь Баянова прекрасно печёт. Пока жива была мама Ирина Ивановна, только она такие пироги пекла – мягкие, воздушные, сладкие и полезные. Тесто заводила сама – на дрожжевой опаре. По кругу пироги начиняла яблоками и ягодами. Любовь Александровна отмечает, что у неё не так вкусно, как у мамы.
Любимое всеми многочисленными гостями блюдо – это крепли. Можно сказать, хворост.
Крепли
Берём 0,5 л кефира, 1 яйцо, 1 ст.ложку сахара и щепотку соли, 1 ч. ложку соды без бугра, 2 ст. ложки сметаны, можно побольше. Все соединяем, добавляем муку просеянную, сколько возьмёт тесто. Оно должно быть эластичным и не липнуть к рукам. Оставляем тесто на столе на час, закрыв его миской. Потом снова обминаем, добавляем муку, если необходимо. Ждём, пока в тесте не начнут образовываться пузырьки воздуха. Тесто готово – пора раскатывать.
Отрезаем небольшие кусочки и раскатываем, как на лепешки. Затем разрезаем эти лепешки на полоски по 5-6 сантиметров, в каждой полосочке делаем надрез, и один хвостик полоски пропускаем через него, как в обычном хворосте. Выпекаем в растительном масле. Крепли хороши и с обсыпкой из сахарной пудры, и без неё.
Есть ещё один оригинальный рецепт хвороста в кладовой хозяйки дома на берегу моря.
Жаворонки
1 яйцо, щепотка соли, 1 ст. ложки водки. Именно водки, она придаёт хрусткость этому хворосту. Замесить очень тугое тесто, накрыть полотенцем и дать постоять минут 30-40. Раскатывать очень тонко, неоднократно переворачивая сочень и посыпая мукой. Так, чтобы можно было прочитать газетные заголовки сквозь тесто. Нарезать на полоски, лучше фигурным ножом или роликом, чтобы ленты получились 5-7 см длиной и 4 см шириной. Обжарить в кипящем растительном масле, после чего выложить на бумажное полотенце и посыпать сахарной пудрой.
Часто вспоминает годы своего детства Любовь Баянова. До сих пор она любит отварную картошку с репчатым луком, обжаренным на сливочном масле – как любил отец. Когда опустел южный домик Баяновых без детских голосов, они сами не спеша собрали вещи и купили билеты до Тюмени. Сейчас, на склоне лет, родной край зовёт к себе неудержимой силой.