Медиакарта
16:24 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Крепче за баранку держись, шофёр

Крепче за баранку держись, шофёр
12:05 | 24 сентября 2014
Источник:

Тоболяк Дмитрий Степанович Фёдоров отметил 95-летие

Родился Дмитрий в д. Каштак Тобольского района в многодетной крестьянской семье. Деревенское детство закалило мальца. А вот серьёзного образования получить не удалось. Всего четыре класса сельской школы окончил. С тем и по жизни пошёл.

В 1932 году родители сдали государству сколько требовалось мяса, зерна, молока и получили справку-отходную. Имея на руках этот документ, они могли поменять место жительства. И семья Фёдоровых перебралась в город. Дмитрию в ту пору было 13 лет. Отец устроился работать конюхом, мама вела хозяйство, занималась детками. Дмитрию как старшему сыну пришлось пойти работать.

Взяли подростка учеником в слесарный цех в артель «Вторая пятилетка». Однако Дмитрий мечтал выучиться на шофёра. Техники в то время в городе было немного, и на водителей мальчишка смотрел как на настоящих героев. В 1938 году без отрыва от производства он окончил шофёрские курсы. Но покрутить баранку на гражданке не довелось: в 1939 году его призвали в Красную армию.

Парень и не догадывался, что служить ему придётся долго. Был военным водителем на Дальнем Востоке, принимал участие в строительстве Комсомольска-на-Амуре. Шёл 1941 год, Фёдоров вместе с товарищами готовился к демобилизации, представлял, как приедет в Тобольск, как встретится со своей семьёй, по которой тосковал. Но грянула война. Ночью всех погрузили в эшелоны и повезли в г. Спасск. Военного водителя Фёдорова зачислили в 21-ю Пермскую Краснознамённую дивизию. За ним закрепили ЗИС-5. Технику везли на площадках. В Омске была двухчасовая остановка, чтобы солдаты могли помыться и привести себя в порядок – и дальше на запад. Вот и Тюмень позади, откуда до дома рукой подать. 15 июля они прибыли под Ленинград. Значит, воевать им предстояло на Ленинградском фронте.

Ночью их перебросили на передовую. Боевым крещением для них стала 11-дневная перестрелка с финнами, которых надо было выбить из городка Лодейное Поле. С задачей бойцы справились. После чего поступил приказ занять оборону. Места там были сырые – озёра да болота. Больше года простояли в обороне, пока их не бросили на освобождение советского Заполярья.

Север особенно запомнился моему герою. Он очень дорожил своей машиной, берёг её от обстрелов. Но если под Ленинградом Дмитрий умело маневрировал или мог укрыться со своим «железным конём» в каком-нибудь перелесочке, то здесь спрятаться было негде. Колея дороги была узкой, а по обеим сторонам – высокие сугробы и открытое пространство. Дмитрий с боевыми товарищами автоколонной приезжали на станцию за боеприпасами. И как раз угадывали под бомбёжку.

– «Мессеры» долбили так, что головы не поднять. Я разработал свой план: нырял в первую же воронку и лежал, не шелохнувшись, пока бомбёжка не заканчивалась. Кстати, налёты враг делал в одно и то же время, как по расписанию, – рассказывает Дмитрий Степанович.

ЗИС-5 был его настоящим боевым товарищем. На нём исколесил он и Заполярье, и участки Ленинградского, Третьего Украинского фронтов, освобождал Венгрию, Румынию. Не уберёг он машину, когда в составе 430-го автобатальона выбирался из окружения. Было это в Венгрии. Тогда в трясине утонули 11 танков и 18 машин. Среди них был и его ЗИС. Погоревал, да и пересел на американский «студебекер». Не машина была, а зверь, но по своему ЗИСку всё же тосковал. Австрию он освобождал на американской технике. Там и долгожданную победу встретил. Но о возвращении на Родину рано было мечтать. Батальон вновь вернулся в Румынию. Лишь в 1946 году старшина Фёдоров был демобилизован.

Дома его ждала мама, братья-подростки да чуть живой отец, растерявший здоровье в трудармии. Времени на передышку не было, и Дмитрий начал искать работу. В то время трудоустроиться водителем в Тобольске было сложно. Но ему повезло. Взяли фронтовика в линейно-технический узел связи. На полуторке он все дороги Тобольского района объездил (опорные столбы устанавливали, тянули связь). Поработал на автобазе рыбной промышленности, на Станции скорой помощи, в санэпидемстанции, в ПАТП. Более 60 лет провёл Дмитрий Степанович за баранкой.

Когда рулил на «скорой», встретил свою судьбу (Мария Афанасьевна работала там санитаркой). Две его дочери от первого брака были уже взрослые, а пацанов Марии Афанасьевны ему пришлось поднимать. Совместных детей не завели. Хватило и четверых, которым помогали встать на ноги. А потом и внуки, правнуки пошли. В браке они счастливы и удивительно дополняют друг друга. Она – эмоциональна, он – спокойный, уравновешенный. Мария Афанасьевна хлопочет по дому, Дмитрий Степанович осуществляет их связь с внешним миром. Походы в магазин, аптеку, оплата коммунальных платежей целиком на нём, у жены болят ноги.

Худощавый, с выправкой военного, лёгкий на подъём, интересный рассказчик с цепкой памятью... Дмитрию Степановичу никак не дашь 95. А секрет его активного долголетия, как он сам считает, кроется в том, что он всю жизнь трудится. А ещё был заядлым рыбаком и охотником. До 80 лет не оставлял своих увлечений, причём мог намотать по тайге 30–40 километров. Теперь физическую форму поддерживает, работая на даче у дочери. В земле покопается, что-нибудь подколотит, подкрасит, и человеком себя чувствует. А вечерами читает свежие номера местных газет. Чтобы быть в курсе событий, происходящих в городе и регионе. Вот такая она, старая гвардия.

Автор: Ольга БАРДИНА /фото автора/