Медиакарта
11:29 | 19 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Помогает детям обрести уверенность в своих силах

Вадим Николаевич Русаков – преподаватель столярного дела в специализированной коррекционной школе №3. В этом году он был награждён Почётной грамотой Министерства образования и науки за успехи в организации учебного и воспитательного процесса, за большой вклад в формирование личности и в практическую подготовку воспитанников. За скупыми и сухими словами официального документа – большой многолетний путь учителя, посвятившего свою жизнь воспитанию и обучению особенных детей в особенной школе.

Вадим Николаевич окончил Голышмановское педагогическое училище, отделение учителей труда и черчения. Его мама, Вера Кирилловна Русакова, преподавала в педучилище. С детства Вадим рос в атмосфере творческого начала – мама прекрасно рисовала, старший брат тоже увлекался рисованием. А его больше тянуло столярное ремесло. С удовольствием посещал кружки при Доме пионеров, нравилось заниматься авиамоделированием у А.А. Ефремова. В выборе профессии большую роль сыграла мама, её совет поступать на трудовое отделение предопределил всю дальнейшую жизнь.

В училище много практических навыков будущим учителям труда и черчения дал Юрий Афанасьевич Чурбаков. Сейчас, спустя много лет, Вадим Николаевич отмечает, что тогда в училище преподавала поистине звёздная плеяда талантливых педагогов-мастеров – А.П. Чигрина, П.П. Чигрин, М.Ф. Калиничев, А.А. Малышкин. Они могли не только научить теории, но и сами умели мастерить самые сложные творческие работы.

– После нашего педучилища, – говорит Вадим Николаевич, – в Ишимском педагогическом институте было учиться легко. Основные знания получил именно в училище и методикой преподавания уже владел.

До службы в армии Вадим Николаевич возвратился в родную первую школу. А после армии пошёл трудиться в райпромкомбинат столяром-мебельщиком, потом был мастером по строительству. Но педагогика уже не отпускала молодого человека. При сельхозхимии тогда открыли клуб по месту жительства от Дома пионеров и ДОСААФ. Вадима Николаевича пригласили вести технические кружки, где дети занимались чеканкой, авиамоделированием, выжиганием по дереву.

В 1982 году в районе была открыта новая коррекционная школа №3. Вадим Николаевич Русаков пришёл работать сюда спустя пять лет. И вот уже более четверти века он преподаёт детям с отклонениями в развитии основы трудовой деятельности, практические навыки. Для ребят из этой школы важнее научиться адаптироваться во взрослой жизни через труд. Они не станут большими математиками, не смогут до тонкостей усвоить химические или физические законы, но эти ребята могут найти себя в рабочих профессиях, они любят и могут трудиться.

Вадим Николаевич рассказывает:

– Мне поначалу в школе было непросто работать. В коррекционной школе дети более свободны в отношении к учителям. Многие из неблагополучных семей, родители не привили им элементарных правил поведения. Нужно безграничное терпение и времени больше на то, чтобы они усвоили знания. Долго привыкал к некоторой бесцеремонности ребят. С ними нужно общаться совсем по-другому, нежели в обычной образовательной школе. Прежде, чем потребовать что-то сделать, надо доходчиво объяснить, до мельчайшей сути, зачем и как сделать. Более того, надо постараться показать им это на собственном примере. Я это могу – ты тоже сможешь. Такой метод действует безотказно.

За эти годы преподаватели коррекционной школы выпустили во взрослую жизнь не одно поколение ребят. Многие из них состоялись в профессии, создали семьи.

– Стал замечать, – говорит Вадим Николаевич, – что современные дети и в нашей школе сейчас другие. Оказывает своё влияние технический прогресс. Есть среди воспитанников умеющие мыслить здраво и разумно, есть те, кто прекрасно разбирается в технике. Нынче в школу пришёл бывший выпускник. Парень отслужил в армии, стал более организованным. Пришёл посоветоваться, как жить дальше, чем заняться.

Директор школы Н.В. Воронова тоже отмечает, что бывшие воспитанники часто приходят в школу первого сентября, в День учителя, чтобы поздравить своих педагогов, с благодарностью приносят цветы. Нередки случаи, когда отклонения в здоровье передаются на генетическом уровне. И тогда выпускники школы приводят сюда своих детей уверенные в том, что здесь встретят теплом, вниманием и заботой.

В последние годы школа всё чаще выходит на общерайонный уровень. Дети участвуют в паралимпийских играх, в летних досуговых мероприятиях, в выставках прикладного искусства. Различные изделия мастерят способные ребята этой школы: подставки для цветов, подсвечники, фигурки животных и птиц из дерева, конструируют модели кораблей и самолётов, занимаются вязанием и шитьём. Конечно же, вместе с ними вплотную работают педагоги. В прошлом году выпускник школы Дмитрий Поляков занял второе место на областной выставке работ прикладного творчества среди учащихся коррекционных школ. В этом году на августовской конференции педагогов Благодарностью главы Голышмановского муниципального района отмечены ещё учитель математики этой школы Н.А. Пестина и учитель швейного дела Н. П. Кудина.

Фото Алексея Бодрова

Автор: Любовь Алексеева