Медиакарта
6:13 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Завод стабилизирует рыночную конъюнктуру

Завод стабилизирует рыночную конъюнктуру
10:57 | 06 сентября 2010
Источник:

Региональная нефтянка приросла перерабатывающим кластером

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Фото из архива завода

Накануне Дня работников нефтяной и газовой промышленности принято говорить о планах и подводить итоги. Для Антипинского нефтеперерабатывающего завода, да и юга Тюменской области в целом, масштабным итогом стал пуск второй очереди.

– Вторая очередь запущена. Сейчас идёт проектирование третьей очереди. Стройка рассчитана надолго. В этом году надо выйти хотя бы на переработку 3,2 миллиона тонн нефти в год. Для этого всё есть. Надо наладить ритмичные поставки дополнительной нефти и отгрузку нефтепродуктов. А к концу следующего года мы должны выйти на 4 миллиона тонн переработки. Вот, собственно, и все планы. Они нормальные, выполнимые. Проблем тоже много, но постараемся всё сделать, – сказал генеральный директор Геннадий Лисовиченко.

Для того чтобы попытаться как-то охватить сделанное, мне выдали белую каску, в которой я и предстал перед начальником производственного отдела Андреем Шамшуриным. Надо сказать, предстать перед начальником ПТО в каске, тем более в белой, какие обычно держат для верхнего руководства, не просто круто, а очень круто. Помнится, дабы иметь надежные перспективы для подписания процентовок (так называемая форма два), мне доводилось бывать в подобных кабинетах без каски и «с чем-то поинтересней».

Андрей Шамшурин, тут же уловив суть, улыбнулся и ответил, что это имеет место быть у монтажников и строителей. «У нас же в основном технологические функции». Да и электронный документооборот сводит роль человеческого фактора на нет.

– Ну а форма два сохранилась?

– С небольшими изменениями, – ответил он. И тут же погрузился в знакомую для него пучину технологий.

Прямо по ходу стояли две огромные установки первичной переработки нефти. Одна из них, ЭЛОУ-АТ-2, зримо больше и мощней «старшей коллеги» ЭЛОУ-АТ-1. Она и обеспечила ввод второй очереди.

– Железо, смотрю, наше.

– Железо наше. Начинка импортная. Всё металлоёмкое оборудование произведено в России. К примеру, эта печь – своего рода конструктор. Всё подготовила питерская фирма, на площадке осуществлялась только сборка металлоконструкций. Колонные аппараты были изготовлены на «Уралмаше», а монтаж выполнялся здесь, на площадке. Емкостное оборудование полностью отечественное. Теплообменное оборудование, аппараты воздушного охлаждения – все отечественные, – увлеченно рассказывал Шамшурин.

Правда, в целях более эффективной компоновки были применены импортные теплообменники пластинчатого типа – компаблоки. Они позволили серьезно сократить площади блока теплообмена. Если бы, говорят, стояли наши аппараты, которые распространены по всей России, то площадь установки увеличилась бы на треть. А так всё компактно.

Людей на площадке почти нет. Физические операции практически исключены. Регулировка технологического процесса осуществляется автоматикой и операторами с центрального пульта. На пультах централизованного управления видно, под какими параметрами работает то или иное оборудование, исправно оно, неисправно. Все схемы технической части КИПиА находят своё отражение у операторов.

Поскольку нефтепродукты высоковязкие «и мы без пара никуда», то на заводе есть своя паровая котельная, которая «удовлетворяет все потребности в паре как по технологическим, так и по общезаводским нуждам», – говорил собеседник, показывая на компактную коробку из красного кирпича.

Понятно, что при массированном использовании пара требуется много воды, потребление которой стараются максимально снизить. И это удается. Конечно, что-то уходит с паром, но в целом близко к замкнутому циклу. Оборудование для водоподготовки в основном импортное.

Это же относится и к очистке канализационных стоков. Их относительно немного, но они есть. Бытовые стоки и стоки с площадок очищаются до уровня сбросов в водоемы рыбоохранного значения.

Внимая начальнику ПТО, я ловил себя на мысли, что ещё лет десять назад услышать подобное было невозможно. Производство жило отдельно, экология – отдельно. Они если и пересекались, то в ходе рейдов экологов. Пересечение закреплялось штрафами. Хотя все понимали, что при существующей технологической схеме изменить ничего невозможно. «Вот за границей...».

Сейчас же, во всяком случае, на этой площадке, «заграница пришла сама» – производство идет рука об руку с экологией. Для мониторинга, в том числе экологических показателей, с самого начала строительства здесь была заложена химико-аналитическая лаборатория, одна из лучших в городе.

– Лаборатория аккредитована как на методы испытания нефти и нефтепродуктов, так и на испытания питьевой, сточной воды и воды артезианских скважин, – поясняет исполняющая обязанности начальника лаборатории Наталья Корженкова и показывает список задач лаборатории.

Список занимает пол-листа плотного, без интервалов, текста. Круглосуточная работа химико-аналитической лаборатории ведет непрерывный контроль технологического процесса, обеспечивая надежную работу основного и вспомогательных производств, в том числе котельных и системы водоподготовки. За год в лабораторию поступает и анализируется более 10 тысяч проб.

Разумеется, здесь производят различного рода исследовательские работы «в области совершенствования технологических процессов и использования новых реагентов и присадок с целью повышения эффективности производства».

Кроме того, одной из задач химико-аналитической лаборатории является «контроль газовоздушной среды рабочей зоны для целей безопасности работы персонала и оборудования.

Кстати, химико-аналитическая лаборатория обеспечивала безопасность работ при строительстве и реконструкции объектов второй очереди завода, что позволило проводить работы без остановки основного производства. Для действующего предприятия с подобной спецификой – задача более чем серьезная.

А вообще вопросам пожарной безопасности на заводе уделено много внимания. Окрашенное в красный цвет противопожарное оборудование сопровождает вас буквально повсюду. Если не вдаваться в подробности, то «всё закольцовано на пену и на воду». И, в случае необходимости, вода и пена могут подаваться в любую точку завода.

В целях обеспечения безопасности резервуарных парков и технологических установок используются молниеотводы, вся зона завода ими буквально покрыта. Они же используются как мачты для освещения.

– Наверное, газеты можно ночью читать?

– Газеты на площадке, конечно, не почитаешь, но так всё видно, – отвечал Шамшурин.

А напоследок задаю вопрос о зимнем дизельном топливе. О его дефиците пишут в газетах и говорят на разных совещаниях. Андрей Шамшурин ответил так: это всё-таки «больше конъюнктура», «игра внешних игроков». С пуском второй очереди завода и появлением на местном рынке серьезного внутреннего игрока, конъюнктура точно поправится.

НА СНИМКЕ: оператор технологических установок Леонид Двинских.