Медиакарта
23:44 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

В особом статусе

В особом статусе
11:59 | 01 октября 2014
Источник:

ДОСЬЕ: Алексей ЯНИН. Известный экономист, доцент Тюменского госуниверситета, кандидат экономических наук. Он не только ученый, но и практик, работал в нефтяной отрасли, возглавлял департамент экономики правительства нашей области.

С этого года в бюджет нашей области не поступают доходы от НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых. Эти немалые деньги, исчисляемые десятками миллиардов рублей в год, уходят теперь в федеральную казну. А недавно Евросоюз принял очередной пакет санкций к России, среди которых и ограничение экспорта передовых технологий в области добычи нефти.

Как все это отразится на жизни нашего, считающегося очень богатым, региона. Об этом мы говорим с известным тюменским экономистом Алексеем ЯНИНЫМ.

Потенциальные угрозы

– Алексей Николаевич, сильно ударят по бюджету области последние события, случившиеся в мире и в стране?

– Здесь есть один очень важный нюанс. Бюджет области зависит от политических договоренностей. И в зависимости от указаний руководства страны бюджету региона дают большие налоги на прибыль или не дают. В начале года ситуация была неважная. Потом, перед выборами, она существенно улучшилась. Как будет в конце этого года или в начале следующего, пока трудно сказать.

– Поясните, пожалуйста, как можно решением сверху наполнить бюджет региона?

– Очень просто. Нефтяным компаниям дают указание – поддержать того или иного губернатора и помочь ему пройти в спокойной обстановке выборы. Федеральное руководство достаточно произвольно и законно может перемещать между регионами внутри страны десятки миллиардов рублей налога на прибыль. Можно оформить ее где угодно. Скажем, в каком-нибудь поселении Оренбургской области зафиксировать фирму из трех человек, через которую будет проходить прибыль. Фирма будет платить на нее огромный налог и озолотит эту область за несколько месяцев. Компании выполняют такие указания. Нам помогли. Так что пока с нашим бюджетом все нормально, никаких угрожающих моментов нет. Но у нас сама по себе снижается добыча нефти, а из-за санкций мы потеряем помощь в поставках зарубежных техники и технологий на всех стадиях – от геологоразведки до бурения скважин и разработки месторождений, что вызовет у нас дополнительное снижение объемов добычи нефти. Так что потенциальная угроза потери доходов бюджета есть, но по факту пока потери не ощущаются.

– А разве то, что в последние годы в нашем регионе создавались предприятия, даже целые новые отрасли экономики, не гарантирует нам безбедное существование?

– Тут вот что происходит. Когда создавались эти новые предприятия, мы с ними, как правило, заключали договоры о предоставлении им налоговых льгот. И никто не додумался зафиксировать в этих договорах, что эти предприятия, начав работать, заплатят определенную сумму налогов с прибыли. Вот сейчас мы ввели в Тобольске гигантский завод по производству полипропилена, начал работать в Тюмени металлургический завод, Антипинский НПЗ набирает мощность, но на нашей собственной налоговой базе революционно это не сказалось. Кое-что получаем, конечно, но ожидали-то гораздо большего. Мы по-прежнему сильно зависим от тех денег, которые нам «подарят» сверху.

– А зачем тогда мы это строим, вводим и ликуем по этому поводу?

– Делать это надо. Но и договариваться «на берегу» нужно обязательно. Включать пункты, что мы получим от того или иного проекта. Проблема-то в чем: вот ввели металлургический завод, продает же металл не сам завод, а УГМК «Сталь», и деньги оседают там. Ввели производство полипропилена, и опять же производителем выступает не Тюменская область. Это ключевой вопрос: кто будет продавать и где осядут деньги. И обговаривать его нужно в тот момент, когда мы принимаем решение давать налоговые льготы.

– А вернуться вновь – пересмотреть документ и выдвинуть наши условия – можно?

– Есть смысл вернуться, внимательно посмотреть, как составлены договоры, на какой срок действия – не навечно же. Но сейчас рычагов у нас гораздо меньше – предприятия уже есть, налоговые льготы получены, «проедены».

Об НДПИ забыть

– Как вы относитесь к растиражированному и очень популярному у нас лозунгу «Тюмень – лучший город Земли»?

– Я студентам задаю такой вопрос. Они очень хорошо относятся к городу. И я против этого выступать не буду. Позитивные изменения, безусловно, есть и в области, и в Тюмени. Сделано много в сфере дорожного строительства, ряд крупных объектов возвели, новые огромные микрорайоны растут, как грибы, набережную такую красивую построили. Бюджетная обеспеченность была очень высокая. Вопрос в том, позволят ли нам быть такой «белой вороной» и дальше. Сохранят ли нас в этом статусе привилегированных? Это не от нас зависит. Вообще-то, честно говоря, у губернаторов возможностей не так много.

– То есть построить «коммунизм» в отдельно взятом регионе невозможно?

– Невозможно, да и не дадут. Потому что даже высокая бюджетная обеспеченность, которая у нас была, многих раздражала.

– Как ученый и практик вы с оптимизмом смотрите в свете всех этих экономических моментов в ближайшее будущее области?

– В целом какие-то потери налога на прибыль будут, но ситуация вполне благополучная. Может, такого богатства, как в последние 6-7 лет, и не будет, но и в кризис регион не пропадет.

– Вы ничего не сказали про НДПИ. Ряд депутатов областной Думы предпринимает попытки вернуть доходы от этого налога в регион. Есть такая возможность?

– Безнадежно это. В 2015 году ожидается сложнейшая ситуация в экономике. Большие средства понадобятся на Крым, на помощь беженцам из Украины, на подготовку к чемпионату мира по футболу. Безусловно, в свете событий в мире потребуется увеличение военных расходов. А с ценами на нефть что будет, непонятно. Так что об НДПИ лучше забыть. И, кстати, не НДПИ, а налог на прибыль всегда был главным источником наполнения казны региона, в 2012 году, например, он составил 80% всех доходов консолидированного бюджета юга области.

Юрий ПАХОТИН

Фото с сайта admtyumen.ru