Над осенним желтолистьем небо синее-синее. Сияет солнце. Наше сибирское солнце. Мы его выстрадали за месяцы дождливого лета. Природа вообще учит терпению. Для православных осень – время венчаний и свадеб, соединяющих судьбы молитвой, благословением, песней.
Жить по совести
Я с закрытыми глазами найду этот дом в Володино на берегу Белой. Осенней свежестью тянет с реки, ветер срывает листья с деревьев, которые зябко дрожат от каждого небрежного прикосновения.
Володинское сельское поселение славится людьми с доброй созидательной энергетикой, для которых счастье – это крепкая семья и умение трудиться и жить во благо любимого села.
Штамп, скажете. Пусть, штамп. И пусть тысячи раз повторят, что село не райские пути, а крестьянский труд скорее сделает горбатым, чем богатым, и будут до обидного правы, я люблю этих светлых сильных людей, у которых душа и совесть – слова-синонимы.
Недавно читала о святителе Луке Войно-Ясенецком, который большую часть своей жизни провёл в заточении. Талантливый хирург, он стал лауреатом Сталинской премии. Когда на вручении премии Сталин его спросил: «Вы много оперировали людей. Видели то место, где находится душа?». (Диалог пересказываю не дословно, – прим. автора). Архиепископ ответил: «Не видел, как не видел, и где находится совесть».
Андрияновы – люди такого свойства: живут по совести. А что касается штампа про желание трудиться во благо малой родины, так в Володино знает каждый: Мария Робертовна полсела засаживает цветами. Не за жалование. Любит его и цветы любит. У общественного колодца разобьёт клумбы, на площади у Дома культуры. Хорошей село, сердцу милое!
Фамильные
качества
Мария Робертовна и Михаил Алексеевич смущаются: от внезапного прихода в неурочный час, от вопросов о личном. А мне и неважно, что так, что не так. Я ничего не вижу, кроме Машиных глаз, наполненных до краёв светом и искренностью. Андрияновы – люди открытые в своём человеческом естестве, а значит, и в выражении своих чувств и мыслей. Поплакать над книгой, газетной статьёй, реальной историей – а чего чистых слёз стесняться?
Обрадовались, хоть и не приветствуют цель визита. Чая, кофейку попить – это пожалуйста, только не для материала в газету. Убеждаю: почему нет? Знакомые-презнакомые. Хорошие-прехорошие. Пусть в начале семейного пути не всё было безоблачно, зато как счастливо сложилось! Сегодня две их дочки – гордость района. Умница-Оля окончила школу медалисткой, потом ТГУ и работает в Тюмени. А Катя – вообще частый гость наших страниц. Прилежная ученица, чемпион района по настольному теннису, активный волонтёр, участница православной региональной экспедиции «Славянский ход». Перечислять заслуги и титулы школьницы можно долго.
Мария Робертовна счастливо признаётся:
– Честное слово, Татьяна Михайловна, за уроками с ними не сидела, в дневник-то глянуть иногда забывала. Сами как-то умнели, росли.
Вместе приходим к мнению, что причина, вероятно, в генетике. У родителей с той и с другой стороны добрый крестьянский замес сформировал отношение к людям, к работе, к человеческим ценностям. Родители Михаила, Алексей Павлович и Екатерина Ивановна, – коренные володинцы. (он – одинский, она – калиновская). Екатерина Ивановна, в честь которой и названа младшая дочь, была неграмотной, расписываться научилась да писать немного. Дом вела с прилежанием. А Алексей Павлович – известный в хозяйстве кузнец, комбайнёр, мастер хлеборобского дела. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Четверых сыновей дал Андрияновым Бог: статных, красивых, русоволосых. Жили на Одине. Владимир, Николай, Сергей и Михаил помогали отцу с матерью, любили лес и рыбалку. У Мочища с зорьки днями сидели с удочками – на речку тянуло всех поголовно.
– У матери стащишь иголку, загнёшь крючком, нитку капроновую найдёшь. Удилище тоже самодельное. С рыбалки иду мимо поля, отец хлеб убирает. Тормознёт машину с зерном, попросит: «Прокати сына!». Столько радости!
Это ощущение счастливой радости повлияло, очевидно, и на выбор жизненного пути. Десятого мая, в день своего восемнадцатилетия, Михаил Андриянов получил водительские права, а на следующий день принесли повестку из военкомата. Вся служба, считай, за баранкой.
А мы случайно
повстречались
А сразу после армии их с Машей закружила весна, что зовут любовью.
Не собирался ещё даже девчонок «кадрить» демобилизовавшийся солдат. Подошёл на автовокзале к строгой кудрявой девчонке – та поехала в Тюмень на практику.
– Девушка, ты замужем?
– Да не берёт никто, – думала отшутиться Маша.
– А за меня пойдёшь? – подсел к ней на заднее сидение автобуса. Взял в охапку, тоненькую, хрупкую, и не выпустил больше. Неделю прожили вместе в студенческой общаге, а вернувшись в Володино, пошли в сельсовет к Валентине Ивановне Бесединой заявление на регистрацию брака писать.
– Подумайте, ведь не дружили совсем, – советовали в сельсовете.
Какое там. Свет клином сошёлся! Свадьбу сыграли: нынешний глава администрации Владимир Владимирович Пинигин свидетелем был на их весёлой сельской свадьбе.
Началась для Марии новая жизнь с переезда. Жила она в Шипаково. Отец Роберт Фридрихович из поволжских немцев. Всех родных выслали в сорок первом в Казахстан, а его на Север, в ханты. Всю войну в трудармии. Потом поселился в Некрасовой. Жену Елену Михайловну, мать своих пятерых детей, схоронил рано. Маша в школе училась, когда она умерла. Бабушка, тёща для отца, потом всю жизнь с ними прожила. Терпения и порядочности отец был редкой. Бабушка помогала как могла: всю большую семью блинами выкормила и на ноги подняла.
Когда Маша пошла в четвёртый класс, семья Лидерс в Шипаково перебралась, к школе поближе. Здесь был их дом, со своим уютом, неизменным динамиком, расширяющим границы бытия, с печкой, от которой запахи стояли – с ума можно было сойти.
Нина Лидерс в своей взрослой жизни стала медиком, Таня – педагогом, Лида – домохозяйкой, Виктор – электротехник по образованию, работает в Тюмени на ТЭЦ-2. Маша по профессии контролёр-кассир. А вообще общественница жуткая. Любит сцену. Любит быть с людьми.
Помню её ироническую поэзию.
Я не отдам тебя ни Мелани, ни Скарлетт,
Не поддавайся страсти,
милый мой!
Я всех соперниц удавлю
на марле.
Люблю тебя.
Иди скорей домой!
Самый-самый
лучший дом
О семейном доме самих Андрияновых отдельной строкой. Колхозному шофёру Михаилу Андриянову не пришлось обивать пороги конторы с заявлениями. Подошёл к председателю Сергею Алексеевичу Нелюбину:
– Дело молодое, Сергей Алексеевич, неловко с родителями жить. э
– А переезжай в новую квартиру, – дал добро тот.
Они заняли половину типового двухквартирника. Дворец! Хоромы! Целых три комнаты, коридор и кухня! Просторными они казались им ещё и потому, что первыми приобретениями стали холодильник, большая кровать, телевизор и шифоньер. Это всё, что сумели купить на беспроцентную ссуду, взятую в колхозе. Это всё, чем смогли заставить комнаты в новой квартире. Погасили ссуду быстро. Михаил Алексеевич хорошо, по советским меркам, зарабатывал в колхозе. Брал «халтуру» – на пилораме заготавливали лес: колхоз строился.
Счастливое время. Золотое - золотое. Родились дочки. Оля – в папу лицом и характером. Прочный жизненный стержень. Твёрдость. Целеустремлённость. Даже жёсткость. Михаилу Алексеевичу односельчане говорили:
– Дёрзкий ты, Миша.
А что такое твёрдая мужская рука в доме? Порядок образцовый. Строгое подчинение и больших, и маленьких. Кто сказал, что порядок в доме – это плохо?
Девочки Андрияновы поражали педагогов своей исключительной ответственностью и прилежанием. Фамильные качества: всё привыкли делать на совесть! Ольга окончила школу с единственной четвёркой в аттестате. Поступила в ТГУ на бюджетное место, а с четвёртого курса стала работать самостоятельно. Катя – с интеллектом более разноплановым. Ей, как маме, хочется везде участвовать. И у неё это получается блестяще.
Все годы Андрияновы поддерживали тесный контакт со школой. Были единомышленниками педагогов Татьяны Вячеславовны Павлушиной, Елены Афанасьевны Коровиной, Риммы Тимофеевны Поляковой.
Как строит семейную жизнь старшая Ольга? Как решили сами с мужем Михаилом. Поступать они поехали вместе и пять лет жили гражданским браком. Детей не планировали, пока не окончат вуз. Зато свадьбу справили на собственные заработанные деньги. Родители потратились только на подарки. И какую свадьбу сыграли! Сто человек гостей.
– У меня лучший зять на белом свете! – говорит Мария Робертовна. Зять работает юристом в Калининской управе. Дочь – в Центре налоговой помощи. Внуку супругов Андрияновых – три года.
Так и живёт счастливая семья. У кого - у кого, а у них проверок на прочность было предостаточно. Марию Робертовну сократили в Сбербанке. Михаил Алексеевич остался без работы. Как жить-выживать? Дети учатся. Денег в обрез. Выход нашёлся достаточно распространённый сегодня: северная вахта. Хотя что значит северная. По всей стране колесит Михаил Алексеевич, работая водителем проектного института имени Муравленко. Недавно купался в Байкале. А до него – пять суток за баранкой машины. Командировались в то место, откуда с Тюменского Севера труба пойдёт в Азию.
Благодарны судьбе, что живут в сельской глубинке. Володино – край самородков, людей талантливых, доброжелательных, успешных. Андрияновы приумножают его славу, делают всё, чтобы село звенело яркими праздниками, утопало в цветах, было щедрым на улыбки. Ведь жизнь даёт столько тепла и света, сколько ты сам отдаёшь другим.
Блиц для двоих
– По-моему, это мудро, что папа в семье главный? Как удавалось подстраиваться?
Мария:
– Трудно, но подстраивалась. Молодые, горячие, эмоциональные. Я вечно в облаках витаю, на репетиции, концерты надо бежать. Не всегда это мужу нравилось.
Михаил:
– Теперь терпимее друг к другу стали, бережнее.
– Включая дочерей и зятя, за кем в семье последнее слово?
Мария:
– Теперь у нас семейный совет, поскольку в него вошли дети.
– Какие виды семейного отдыха предпочитаете?
Михаил:
– Люблю с удочкой на речке посидеть. Лодку купили. Плаваем с Машей. А вообще я убеждённый домосед.
Мария:
– Это точно. В праздники зову-зову съездить в гости к родственникам, говорит: «Уж лучше они к нам».
– А кто в семье главный кулинар?
Михаил:
– Маша. Без вариантов.
– Какие качества цените в людях и в себе самих?
МАРИЯ:
– Доброту, трудолюбие, отзывчивость.
– Что, на ваш взгляд, вносит стабильность в жизнь семьи?
Мария:
– Достаток, уважение, верность.
Михаил:
– Я бы сказал: уважение, верность, достаток.
– С годами какие-то новые черты открываются в человеке, которого давно знаешь и любишь?
Мария:
– В мелочах.
Михаил:
– Да, в общем, мы такие, какие есть: Маша улыбчивая, я – серьёзный и сдержанный.
– Много ли стресса попадает в ваш дом извне?
Михаил:
– Маша-то эмоциональная, до всего ей есть дело, а я стараюсь стрессы домой не тащить.
– Что бы хотели изменить в супруге?
Михаил:
– Пусть остаётся такой, какая есть.
Мария:
– Я тоже люблю его таким, какой он есть. А я постараюсь не огорчать его своей общественной занятостью.