…В 80-х годах Тюменская область, где разворачивалась Всесоюзная комсомольская стройка, привлекала многих. По распределению, хотя правильнее будет сказать испытать судьбу поехали в школы Тобольского района и две выпускницы Горьковского университета.
Татьяну Зыкову, учителя биологии, направили в Малозоркальцево, её однокурсница Нина попала в Нижние Аремзяны. Подружка задержалась всего на один день. «Танечка, ты как хочешь, а я уезжаю обратно» - оставив эту записку, дипломированный специалист умчалась в Москву, где её ждал жених. А Таня, Татьяна Ивановна, в будущем Ноздрина, влившись в педагогический коллектив, осталась здесь. Начавшийся учебный год для педагога тридцать четвёртый.
В каких только ипостасях она не попробовала себя: начинала учителем биологии, почти 20 лет работала заместителем директора по воспитательной работе, сейчас ведёт географию и является социальным педагогом. А в этом году к Т.И. Ноздриной пришло заслуженное признание: на августовской районной педагогической конференции ей вручили высокую правительственную награду - знак «Почётный работник общего образования РФ».
Учись быть сильной
Её окающий (вятский) говор выдаёт в ней уроженку средней полосы России. Хоть давно стала сибирячкой, говорит, что тяга к корням неистребима. Детство Тани прошло в Пижанском районе Кировской области. Родители трудились в сельском хозяйстве, отец был ветврачом, а мама - зоотехником. У Тани, которая была старшей в семье, где росли пятеро детей, забот хватало: нянчилась с младшими, помогала по хозяйству. Подворье в деревне держали большое, был ещё огромный сад. Для девочки родители были примером. Отец за трудовые заслуги был отмечен путёвкой на ВДНХ. Тяжело заболев, он 15 месяцев не вставал с больничной койки. Но поправившись, нашёл в себе силы вернуться в строй. «Учись быть сильной», - часто повторял он дочери, которой всегда гордился.
Любимым увлечением девочки было чтение. Читать она научилась ещё в пять лет.
- У нас в доме жила двоюродная сестрёнка, которая пошла в первый класс, - с улыбкой рассказывает Татьяна Ивановна. - Всё, что ей задавали на дом, я учила с ней вместе. В пять лет прочитала все сказки, читала и взрослые книги (по ночам, с фонариком под одеялом), за что, конечно, получала не раз от родителей.
Любовь к литературе и языкам её так захватила, что в школе начала подумывать о том, чтобы стать учителем русского языка и литературы. Но ей легко давался и иностранный язык. В старших классах Таня Зыкова самостоятельно проводила вечера немецкого языка для сверстников. Педагоги точных дисциплин прочили девочке будущее в Московском кооперативном институте. Но, кажется, страсть к чтению взяла верх. Выпускнице сельской школы уже давали направление на филфак в Кировский пединститут. Отговорил её классный руководитель, учитель литературы Н.И. Зыков. Так Таня с документами в руках оказалась в приёмной комиссии Горьковского университета. Успешно сдав вступительные экзамены, она стала студенткой биофака.
Вечный двигатель
Свои студенческие годы Татьяна Ивановна вспоминает как самые счастливые. Занятия чередовались с большой общественной деятельностью. А студентка Зыкова, не зря её в деканате называли вечным двигателем, хотела успеть везде. Над ней подтрунивали, когда, уехав на уборочную в село, она после работы на картошке шла на ферму. По просьбе неугомонной студентки за ней закрепили группу коров в 25 голов.
- Рук не хватало, почему бы не помочь? - недоумевает она. - Мне, например, это было не в тягость.
На четвёртом курсе, к немалому удивлению однокурсников, Таня выбрала темой своей курсовой работы «Выращивание молодняка лососевых рыб из икры» и на четыре месяца уехала на Дальний Восток в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства и океанографии. До этого никогда не видавшая красной икры, здесь её, не поверите, ела ложками! Каких только блюд из лосося, включая пельмени, ни попробовала!
На преддипломную практику студентка Зыкова отправилась в Мурманск, там изучала особенности выращивания форели на выработанных водах Кольской атомной электростанции. Мурманск, белые ночи, полярное сияние… Хотелось всё увидеть, узнать, а за интерес к науке девушке последовало приглашение приехать на работу после окончания университета.
Но судьба распорядилась так, что дипломированный специалист выбрала педагогику, о чём не жалеет.
Я знала, что буду педагогом
- Я знала, что буду учителем, - говорит Татьяна Ивановна. - В нашем роду по бабушкиной линии почти все родственники были педагогами. Мой дядя Алексей Павлович проработал 40 лет учителем истории, был директором школы в Пермской области. Эту же профессию избрали все его дети.
Вот уже более 30 лет, Т.И. Ноздрина спешит в родную Малозоркальцевскую школу, где, кажется, ей знаком каждый уголок. Вот пришкольный участок, который каждый год обихаживает она со своими беспокойными питомцами. Кабинет географии, где увлекает ребят в путешествия по странам и материкам, учит наблюдать за окружающим миром, приобщает к истории родного села и судьбам своих земляков.
Человек удивительно наблюдательный и пытливый, Татьяна Ивановна уверена, что успех урока невозможен без интереса ученика к материалу. Как развить любознательность, желание узнать больше, стремление поиска - методика у каждого педагога своя. По словам учителя, ей здорово помогает опыт, приобретённый во время студенческих практик. Поездки в Находку, Приморский край, Мурманск, Прибалтику, конечно, расширили кругозор. Спасибо родителям, что не жалели для этого средств! Источник её исторических знаний - в семье. Дед Татьяны Пётр Павлович Зыков был участником Первой мировой войны, за храбрость награждён двумя георгиевскими крестами. Сколько рассказов о военных событиях, о том, как уцелел фронтовик, о солдатской сметливости услышала она из его уст!
А вот школьный краеведческий музей, руководителем которого Т.И. Ноздрина является с 2002 года, стал её детищем. В небольшом кабинете каждая экспозиция оформлена с любовью, здесь хранится бесценный материал, собранный предшественниками. Большой вклад в работу музея вносят сегодняшние питомцы Татьяны Ивановны. Юные краеведы учатся у своего наставника любви к родному краю, внимательно вглядываясь в его историю, пишут его сегодняшний день. Ей интересна биография знаменитых и простых земляков, немало делается для увековечивания памяти писателя К.Я. Лагунова. Словом, для руководителя музея краеведение стало своеобразной отдушиной - не зря же говорится, что счастье приходит к тому, кто ищет.
Сельские библиотекари, недавно побывавшие в школе на семинаре, написали в своём отзыве: «Вы - энциклопедия по истории родного края. Спасибо вам за поиск, уроки патриотизма, которые вы преподаёте своим ученикам!». Эти слова - самая лучшая награда за её труд!
Клара КУТУМОВА,
фото Тимура КАРЫМОВА