Медиакарта
5:46 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как сложился кофейный пазл

00:20 | 07 октября 2014

Термин «местные товаропроизводители» обычно ассоциируется с теми, кто занимается переработкой выращенного и вскормленного на наших полях. Кофейных плантаций в этом списке нет. Зато есть компания «Арома», которая специализируется на обработке кофейных зерен. Для тех, кто работает в цехах предприятия «Арома», запах кофе – такой же рабочий аромат, как запах свежего хлеба в булочной. К нему привыкают, но его магия остается. Она манит, как манит к себе актеров запах кулис, а цирковых – запах арены. Первый кофейный звоночек прозвучал для директора предприятия Евгения Григорьева в те времена, когда кофе был дефицитным и малодоступным. Обычный тюменский школьник воспринимал этот продукт как «порошок из баночки». Сами кофейные зерна Евгений увидел, только когда оканчивал нефтегазовый университет: дело было в Прибалтике в одной из местных кофеен. Там наш герой навсегда запомнил запах свежеобжаренного кофе. Потом все в жизни будущего экономиста топливно-энергетического комплекса шло по плану: диплом, распределение, карьера менеджера… Только однажды те давние воспоминания вернулись – в руки случайно попал журнал, в котором рассказывалось о создании первых итальянских кофемашин. Сам не зная почему, он отложил его и хранил несколько лет. Два разрозненных события объединились, когда Евгений Григорьев остался без работы. «Что делать дальше?» Тогда-то, в начале 2000-х, и выстрелил старый журнал. Сначала продавали кофемашины, в 2005-м состоялась первая обжарка. – Когда человек готов к переменам, пазл его жизни складывается сам собой, – говорит Евгений Анатольевич. – Беспокоил только вопрос: получится ли создать в Сибири кофейный образ Италии? Итальянцы всегда считались законодателями кофейной моды, на севере и юге страны существуют свои традиции обжарки кофе. А по послевкусию судят об истинном качестве продукта, как по шлейфу духов – о благородстве аромата. Тюменцам предстояло найти свой баланс, чтобы у нашего кофе послевкусие было благородным и незабываемым. Уже через полгода после запуска кофейного производства «Арома» получила медаль всероссийской выставки «Продэкспо». Тюменцам удалось обойти даже опытных петербуржцев. – Это серебро для меня дороже всего золота, которое мы заработали позже, – говорит Григорьев. – Оно было первое и самое фантастическое! Теперь в ассортименте компании – более 100 видов свежеобжаренного кофе. Зеленые зерна к нам поставляются из трех десятков стран: Колумбии, Кении, Бразилии, Кубы, Австралии, Уганды, Руанды, Гондураса... Плоды этих моносортов различаются по весу и по форме. Есть небольшие – размером с речной жемчуг, есть крупные, как хорошая фасолина. Рекордсменом считается мексиканский сорт «Марагоджип», который произрастает в ограниченном ареале и считается элитным. Впрочем, качество исходного материала – только полдела. Даже на самых современных и автоматизированных производствах главной является не техника, а обжарка. Обжарщик определяет ту неуловимую грань, когда зерно полностью дошло до кондиции. Прекратить обжарку раньше, значит, не раскрыть полностью вкус. Позже – убить его. В цехах тюменского предприятия эта ключевая роль – у Натальи Богомоловой. В обжарке она настоящий спец, хотя по образованию – совсем не пищевик, а химик-технолог органического синтеза. После института работала на Тобольском нефтехимическом комбинате, потом в центре сертификации областного управления Роспотребнадзора. Но однажды, по ее словам, запнулась об объявление в газете: «Предприятию требуется обжарщик». Пришла из чистого любопытства. И не смогла уйти. Не отпускает запах свежеобжаренного кофе и Тамару Азаренок, которая занимается сортировкой обжаренных зерен. Такую роскошь как ручная выбраковка могут себе позволить не все предприятия. На крупных производствах для массового потребления в дело идет обычно все – в перемолотом виде, а тем более в сублимированном, мало кто отличит нюансы этих примесей. Только настоящие гурманы кофе знают, как недозрелые или нераскрывшиеся зерна меняют вкус готового продукта. На тюменском предприятии все эти «плевела» убирают. – Мы вполне могли бы с нашей линейкой «Этна» выйти и на международный рынок, – считает Евгений Григорьев. – Только кто нас туда пустит? Конкуренция слишком велика. К тому же сетевые магазины не очень заинтересованы в том, чтобы у них на полках было больше российской продукции. Мы долго за это место под солнцем бились, заняли определенную нишу, но теперь планируем предлагать франшизу нашего бренда и пробивать с ним дорогу на рынке. Один шаг к этой мечте мы уже сделали. И отступать не намерены. Кофе – это наша судьба.

Автор: Инна Горбунова