Жила-была хорошая деревня Крутиха. От с. Б. Сорокино была на расстоянии 15 километров. В двухстах метрах от неё проходил старый большак. Шла эта дорога от города Ишима до села Викулово, а там и до Усть-Ишима Омской области.
В д. Крутихе было много общественного скота: овцы, молодняк КРС, свиньи. Имелось около тысячи гектаров пашни. Были в деревне начальная школа, медицинский пункт, клуб, магазин – всё, что надо. Рядом протекала небольшая река.
Располагалась в Крутихе производственная бригада колхоза «Родина» (Готопутовский сельсовет). Бригадиром был Михаил Иванович Шмаков. Кабинет (в просторечии – забегаловка) для бригадира и его помощников (учётчика по животноводству Сеногноева Василия Павловича, учётчицы по полеводству Татьяны Михайловны Плотниковой) – в клубе. Бригадир и все большие и малые «чиновники» рано приходили в эту «забегаловку». Михаил Иванович имел образование (два класса с коридором). Мужики первым делом закуривали махру, а бригадир начинал свою речь матом. В его лексиконе матерных слов было больше , чем печатных.
В колхозе «Родина» в то время насчитывалось одиннадцать производственных бригад. Председателю и правлению колхоза трудно было справляться с задачей повышения экономической стабильности хозяйства.
А вскоре произошло сокращение бригад. Не стало производства – исчезли деревни. Так, не стало деревень Малиново, Пегухи, Спирихи. Дошло и до Крутихи. Скот с фермы «расквартировали» в оставшиеся семь производственных бригад: овец – в Буньково, молодняк КРС – в Лебяжье, свиней – в Черемшанку. Пахотные земли перешли к жидоусовской бригаде. Деревенские жители разъехались кто куда. Михаил Иванович Шмаков перевёз свой крестовый дом в село Готопутово.
Я в эти годы был механиком в колхозе «Родина», затем председателем Готопутовского сельсовета. Часто бывал в производственных бригадах, в том числе в Крутихе, знал всех жителей деревни. Были они работящими, хлебосольными. Разные случались там события и истории. Вот одна из них.
В Крутихе жила и ещё работала старушка Авдотья Нестеровна. Была она сторожем на ферме и наводила чистоту в бригадирской «забегаловке». Жила в старенькой избушке «на курьих ножках». В свободное время не расставалась с берёзовым батогом. Согнувшись в три погибели, собирала по деревне гусиные и куриные перья. Люди держали много птицы, а потому перьев всюду было достаточно. Авдотья Нестеровна собирала их для подушек.
Откуда ни возьмись, появился у неё воздыхатель – молодой мужик из деревни Боково Викуловского района (квартировал у неё). Свой берёзовый посох бабка стала ставить подальше – в угол. Ходила, лишь слегка горбясь.
Когда деревня распалась, дали ей в Готопутово столетнюю избёнку. С виду неказистая, но жить – не тужить в ней можно. Печь с плитой, сени... Дровами сельсовет обеспечил. А тут опять боковский мужик объявился. Приезжает ко мне (в сельсовет) жена его из деревни Боково и жалуется на старушку – (мужа, дескать, увела). Пришли мы с этой женщиной к Авдотье Нестеровне, видим: бабушка печёт блины, а боковский мужик лежит на койке. Спрашиваем бабушку:
–Зачем он у тебя?
Она отвечает:
– А он мне не мешает.
В общем выпроводили мы мужика, повела его жена домой. Спустя какое-то время вновь приезжала она ко мне – с благодарностью. Сказала, что он исправился, устроился в колхоз, работает прилежно. У них двое детей, муж о старой бабке больше не мечтает.
Вот что значит любовь без границ.