Храм во имя Рождества Христова в Исетском районе – один из немногих, выстоявших в самое трудное время
Икона Абалакской Божией Матери в обновленном храме села Слобода-Бешкиль излучает добрый свет. Руки Богоматери приподняты, жест-знамение пробуждает в душе что-то доброе, а еще заставляет думать, зачем каждый из нас появился на этот свет.
Подходят к иконе прихожане, прикладываются, молятся. Горят свечи.
Совсем недавно у православных был праздник – Воздвижение Креста Господня.
Этот праздник особый для села, где действует храм во имя Рождества Христова, некогда бывший трехпрестольным – во имя Николая Чудотворца и во имя Воздвижения Креста Господня. Эта каменная церковь построена в 1850 году на средства прихожан. Православный русский народ здесь жил, хлеб растил, умел радоваться жизни. И этот храм один из немногих выстоявших в безбожное время.
Людно в церкви, многие пришли семьями. Глава села Ольга Старцева, учителя, молодежь… Приехали жители соседних сел – Рассвета, Архангельского, Верхне-Бешкиля.
Здесь же икона Абалакской Божией Матери. Три года назад в Тобольске на семинаре «Православие и СМИ» говорили о начале поиска оригинала этой иконы, утерянного из Абалака в сложные бело-красные годы. Сибиряки следят за ходом поиска, ведь она своя, предками намоленная.
К иконе подошел Федор Береснев, в недавнем прошлом военный летчик, афганец, сейчас житель села Архангельского, прихожанин слободской церкви. Он сказал:
– Эта икона дарит материнское внимание. Знаю историю Абалакской святыни, знаю, что идут поиски по всему миру, знаю чудо-творную силу этого образа. И мне неважно, что у нас список этой иконы, а не оригинал, ведь молюсь образу, этому доброму, понимающему материнскому взгляду.
Подходят девчонки, ставят свечи. Потом прикладывается к иконе пожилая женщина Валентина Кирчанова. Она с юных лет прихожанка храма:
– В пятидесятых мы с мужем тут венчались. Родители в этом нас убедили да и самим хотелось скрепы церковной. Но боялись: а вдруг кто-то узнает, мы же комсомольцы и вот тебе такое.
Венчал нас отец Михаил, подарил нам кольца. Кстати, он был последним священником перед закрытием. Да, мы боялись огласки. в селе узнали об этом. Ой, что было! Даже в областной газете, по-моему, это был «Тюменский комсомолец», появилась статья. Слез-то пролито. В шестидесятых закрыли церковь. Иконы разбросали за борком в болотине. Мы потом украдкой прыгали по кочкам, собирали иконы, прятали дома. А в помещении железо лежало, картошку принимали. Эта икона Абалакской Божией Матери, видно, тоже была у кого-то спрятана. Сохранили ее добрые люди. Лет десять она у нас в церкви. вот кто принес – не помню. Знаю: ищут главную-то по всему миру. А мы молимся у этого образа. Вот и я сейчас говорю: «Матушка, спаси и сохрани нас!»
В храме уже многолюдно. Одни идут к лавке купить свечи, другие подходят к иконам, третьи рассматривают книги в церковной библиотеке. Ребятишки усаживаются за стол рисовать. Все необходимое им подает Любовь Пермина. Она учительница, многое сделала и делает для обустройства будней и праздников церкви. Как многое делает и ее муж Владимир Леонидович. Он староста прихода и главный казак района, а казак без веры – не казак, это давняя истина. Владимир тоже подошел к иконе Абалакской Божией Матери.
– Историю иконы знаю, на берегу Иртыша бывал. За ходом поиска следим. Радовались, когда нам принесли икону. Люди сюда подходят с благоговением, ведь намоленная она предками. У кого-то же хранилась. Кто принес – не знаю, но было это лет десять назад. А как мы ее рассматривали! Она написана на холсте, ей требовалась реставрация. Отправили ее в иконописную школу Тобольской семинарии. Посмотрите, как умело все сделано. Спасибо Виталию Ведерникову, он отличный специалист! Теперь в храме слева висит икона Казанской Божией Матери, справа – Абалакской.
Посмотрите, сколько у нас старинных икон, у каждой своя история. Их долгие годы хранили люди. Значит, крепка наша вера. А старинная икона, особый настрой дает, – сказал Владимир Пермин.
Прав Владимир Леонидович – дает. Убеждаешься в этом, подойдя к иконе «Крещение Господне».
Праздничную литургию вел отец Дионисий. А потом – исповедь. Первыми выстроились в ряд ребятишки, шустрые мальчики, которые два часа тихо стояли перед иконами.
После разговаривали об истории слободского храма, трудных годах его восстановления, о том, как радовались, когда возобновились здесь богослужения, когда в 2001 году установили купол, когда в 2005-м зазвонили все девять колоколов, когда совершались крестные ходы по селу, когда стали приезжать сюда верующие многих сел Приисетья. Весом вклад в это доброе дело протоиерея Валерия Гордеева. Он стоял у истоков. Сегодня многое делает для уверенных будней протоиерей Вадим, настоятель храма. Восстановлена история Слобода-Бешкильской церкви, есть фильм об этом. В церковной ограде – могила священника, иерея Павла Федотьева. Если ехать по Ялуторовскому тракту – далеко видны купола храма на берегу Исети. Как не дрогнуть русскому сердцу при виде их?! Надо притормозить, заехать в село, поклониться намоленному месту.
Сюда едут паломники. Рядом Исеть, которая помнит, как в 1668 году иноки Велико-Устюжского монастыря, где был храм Михаила Архангела, основали село Архангельское. В том же году неподалеку началась постройка Слободы Бешкильской.
Село, живущее с русским трудолюбием и молящееся с православным усердием, уверенно смотрит в завтрашний день.
Автор: Нина ТЕРЕНТЬЕВА