Медиакарта
20:51 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Открытие охоты - радость, приносящая печаль?

Ещё накануне, за неделю, всё чаще беспокоят звонки друзей из города: «Как там у вас с птицей? Куда поедешь? Куда посоветуешь?». И хотя регулярно докладываю обстановку, дня за три до открытия с самым нетерпеливым и озабоченным «товарищем по оружию», приехавшим из города, объезжаем по заветным местам почти треть района, чтобы определиться с местом, где же разобьём лагерь… И… Возвращаемся в подавленном настроении: ни на плесах, ни в воздухе, ни на земле нечем глазу порадоваться. Даже на степных просторах редко встречаются чибисы, совершенно нет большого кулика кроншнепа, не сидят на хлебных полях когда-то тысячные стаи гусей, журавлей, лебедей, и только выставленные фермерами чучела - профиля болтаются на ветру без особой надобности, смеша ворон и грачей… Может только нам так показалось? Собираемся вечерком на лавочке с соседями-охотниками, делимся информацией, обзваниваю знакомых по деревням - и тут прогнозы неутешительные… А ведь, как говорится, цыплят по осени считают – мало, значит, где-то раньше недоглядели.

Вроде, «не по статусу» это, но многие из настоящих охотников в последние годы стали всерьёз задумываться о целесообразности открытия весенней охоты. Мало того, что мы в течение 10 дней беспокоим прилетевших дать потомство и загнездиться уток и гусей, так ещё, кроме добытых селезней, вольно или невольно мы убиваем или калечим самочек.

Вот как это выглядит на практике – реально, не во сне, а наяву, достоверно - на фактах и наблюдениях. Бьём по стаям – часть убиваем, других калечим, в том числе - самок. Допустим, идёт пара уток или гусей, так селезень или гусак, как на поводке, в метре от самки копирует её каждое движение и полёт… И даже самый мастер при выстреле обязательно зацепит самочку, ведь дробь на таком расстоянии даёт «разлёт» в полтора, а то и в три метра. Подсела пара на плёс - и опять же селезень плывет за уткой неотступно... Как не крути, а одного наповал, второй - в подранки…

Чисто можно добыть селезня одиночного, или выбрать из подсевших коллективной стайкой нырковых голубой или белобокой чернети, но они летают в глуби озера, а охота разрешена только на разливах, где, как правило, садятся наши «благородные» речные утки-кряквы, соксуны, чирки, вострохвостые… И почти всегда - парами. Как говорится, и на старуху бывает проруха: даже опытные охотники нередко бьют по тем породам, где селезень от утки мало по цвету отличаются - как серяк, чирок, красноголовый нырок... Что тут говорить о молодых охотниках.

Так, нынешней весной рядом сидящий опытный товарищ из налетевших 4-х чирков, как ни старался, выбил всё-таки самку… Да ещё и стал журить меня - почему не стрелял в подсевшую пару?! Подъезжаем к компании отдыхающих у костра охотников, а на дереве висят трофеи… И тут вижу - утки-самочки! Спрашиваю молодёжь: «А этих-то зачем били?! Да ещё на показ вывесили?!». В глазах удивление: «А это разве самочки?»... В другом месте сидит солидный в годочках дядя (даже работает в охотничьей сфере!), гордо и важно теребит убитую гусыню... Спрашиваю: «Зачем?!». «Да сидел я вон там, на плесе, а он долго высоковато летал один… И всё-таки я его скараулил!» «Да, различать же надо! – отвечаю. - Вы убили уже успевшую овдоветь гусыню, которая просто хотела сесть на своё гнездо с яйцами, потеряла осторожность, и вы её – бах!» Знавал я и таких «жалельщиков», что пару специально били – мол, чтобы не горевали друг без друга…

И вот так – случайно, по незнанию, по глупости, а то и умышленно - мы добились, что и с осеннего открытия охоты многие уехали не солоно хлебавши… Не за себя говорю – за район обидно: раньше тучи уток ходили над нашими озёрами, а нынче и пара – в радость… И никто тут не виноват – нечего пенять на какие-то условия, если сами дичь выбили.

Вывод один – без всяких сомнений весеннюю охоту, как преступление, надо немедленно закрыть, как закрыта всякая охота на копытных, на боровую дичь, на всех норных и т.д., в то время, когда у них идёт гон и размножение. А вот осеннюю, думаю, стоит на недельку, а то и две, перенести на более поздний период, чтобы успели подрасти глупые хлопунцы. Тем более что нам и так срок охоты намного увеличили, убрав запретные и пресловутые дни и зоны покоя.

Я сам охотник, и тоже не хотел бы лишаться такого удовольствия, но лучше потерпеть, чем горько разочаровываться…

Автор: Ю.Н. МАСТЕРСКИХ, председатель Армизонского РОО и Р