Супруги Зоя Егоровна и Анатолий Иванович Крашенинины вот уже 59 лет, как вместе – согласитесь, это очень много… Но, как бы то ни было, совместная жизнь не тяготит ни одного, ни другого. Они и представить не могут свою жизнь без своей второй половинки: «Куда мы друг без друга? Никуда! Столько лет шли рука об руку и в горе, и в радости»… А может в этом и есть секрет долгого, семейного счастья…
В семье родителей Зои Егоровны было бы одиннадцать детей, если бы не страшные болезни, от которых прививок в то время не было…
-Я родилась в 1933 году в деревне Жиряки, - начала свой рассказ моя героиня, - мои братья и сестра умерли еще в младенчестве. В итоге осталось нас пять человек… Самые крепкие оказались. Так уж получилось, что когда мне исполнилось восемь лет, и подходила пора идти в школу, началась Великая Отечественная война… Время голодное, нет ни одежды, ни приличной обуви… А учиться хотелось. Вот тогда мы стригли овец, теребили шерсть, пряли пряжу, чтобы связать себе хоть что-то… В зиму-то совсем было тяжко. Всем классом ходили на поля, собирали озябшими пальцами «драгоценные» колоски, ели траву, ягоды, грибы, чтобы не замереть с голоду, - с грустью в глазах вспоминает Зоя Егоровна. - Да что там рассказывать, - судьба у всех деревенских детей мало чем отличалась… Всю трудную работу в колхозе пришлось выполнять старикам, женщинам, инвалидам, по состоянию здоровья не отправленным на фронт, и подросткам… Но никто не отказывался, все работали на совесть, так как понимали, что на войне - намного тяжелее. Мальчишки и девчонки пахали, работали на сенокосе, боронили, запрягая коров или быков, свозили с полей снопы….
…В 1942 году отца моей героини - Егора Степановича Екимова - забрали на фронт, откуда он уже не вернулся. Как говорит женщина, не дожил трех месяцев до победы над Германией.
-После школы, я пошла работать в сливочное отделение - собирала молоко, а со временем заняла должность заведующей... Толю, которого знала с самого детства – он ведь тоже жиряковский, тут как бы по-новой заприметила... - улыбнувшись, сообщила женщина. – Он был на год меня старше. Его родители трудились чабанами и много лет пасли овец. А волков в то время в лесах было много… От голода они все шли в деревню, чтобы поживиться мяском. Были случаи, когда и жеребенка загрызали, что от него одни кости оставались. Однажды ночью «зубастые» залезли в кошару и задрали овец. И его отца, как старшего чабана, посадили в тюрьму на семь лет. Родственники писали жалобы, чтобы его освободили, но все тщетно… После последней «кассации», пришел ответ: «Освободить!» Но было уже поздно - умер в тюрьме… В общем, их семья тоже осталась без хозяина, и матери, как и многим другим женщинам, приходилось не легко…
-Закончил Толик только четыре класса и уже двенадцатилетним пареньком пошел работать в колхоз, - продолжила Зоя Егоровна, - там ему дали пару быков. Вот на скотине он и боронил поля, возил зерно, хлеб…
Будучи подростками, мы часто общались, играли, но симпатии своей друг другу не показывали… Затем он ушел в армию… В 1952 году, после трехлетней службы, - вернулся… Вот тогда-то мы и начали встречаться… Чувства вспыхнули мгновенно. Я даже и представить себе не могла, что мы вместе будем… В общем, встречались не долго - всего-то полгода, и однажды Анатолий мне сказал коротко и просто: «Давай поженимся!», а я, долго не раздумывая, согласилась… Ухаживаний и цветов тогда, скажу вам, не было, так как не до этого было - думали только о работе и доме. Который раз наработаешься и мечтаешь только - как бы до кровати «доползти», - усмехнулась Зоя Егоровна.
После свадьбы Анатолий Иванович отправился в Голышмановскую школу механизации - учиться на тракториста. С той поры, так или иначе, большая часть его трудовой деятельности была связана с техникой. Четверть века он отпахал на земле, а потом уж решил уйти в чабаны, где и проработал до самой пенсии.
Все это время жили супруги Крашенинины дружно, после рабочего дня всегда торопились к детям, которые незаметно для родителей повзрослели, обзавелись семьями, родили деду с бабушкой восемь внуков, да и те тоже не дремали – со временем девять правнуков подарили. Так вот и живут…
… Душевно, тепло текла наша беседа, и лишь на один вопрос - были ли за столько лет серьёзные конфликты? - Зоя Егоровна резко ответила: «Нет!».
-Чего греха таить – иной раз малость побранимся, не без этого, конечно, но Толик руку на меня не поднимал никогда! Считаю, что нужно уважать, любить и заботиться друг о друге... Я вот не понимаю современную молодежь: сначала женятся, потом поругаются из-за пустяка и разводятся… Неправильно это! Если уж выбрал пару - то раз и на всю жизнь!