Медиакарта
6:17 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Больше одного не собираться

23:43 | 14 октября 2014

Областное управление федеральной антимонопольной службы не приветствует дружбу директоров автошкол. И советует им держаться подальше друг от друга.

Вчера об этом говорил на пресс-конференции заместитель руководителя УФАС Игорь Веретенников. Журналистов на встречу он пригласил, чтобы обсудить, как отразятся новые требования к автошколам на конкуренции в регионе. В качестве наглядного примера «как нельзя делать» Игорь Валерьевич взял нашумевшее дело «о сговоре тюменских автошкол», которое УФАС выиграло во всех инстанциях. А потому может смело говорить о своем успехе в борьбе с картелями на рынке обучения кандидатов в водители.

Картелем Игорь Веретенников назвал 19 автошкол, директора которых объединились в профессиональный союз и в конце 2012 года имели неосторожность высказаться на заседании тематического круглого стола о соотношении цены и качества услуг, оказываемых городскими автошколами. Были названы, а затем опубликованы в средствах массовой информации конкретные цены. И – пожалуйста: готов состав преступления! По горячим следам УФАС установило, что после того заседания цена на обучение в «союзных» автошколах стала одинаковой – 25 тысяч рублей.

– А это уже сговор, – считает Игорь Веретенников. – Своего рода замысел против потребителей. Нарушение всех правил здоровой рыночной конкуренции.

По большому счету, добавил Веретенников, конкуренты вообще не должны собираться вместе и обсуждать какие-либо профессиональные вопросы, касающиеся цен на услуги.

Суд эту точку зрения поддержал: в результате на автошколы, которые уличили в заговоре, было наложено штрафов в общей сложности на два миллиона рублей. Видимо, чтобы впредь неповадно было собираться вместе и разговаривать о деньгах. Позиция УФАС в этом вопросе такова: качество обучения в автошколе не зависит от цены обучения. Даже в сегодняшних условиях, когда автошколы, чтобы пройти проверку Госавтоинспекции и подтвердить свою профессиональную состоятельность, должны усовершенствовать материально-техническую базу, расширить автодромы, добавить количество практических занятий (по новым требованиям на практику отведено уже не 50, а 56 часов). И, в общем-то, вложить во все это дополнительные средства. По мнению антимонопольщиков, это все равно не повод стращать потребителей завышенными ценами.

– Хотя руководители хозяйствующих субъектов – автошкол, конечно же, вправе сами решать, какую плату взимать с учеников: ведь существуют и так называемые VIP-школы, в которых обучение проходит на дорогих автомобилях, с применением новых технологий. Логично, что курс обучения там будет значительно дороже, чем в другом месте, – добавил Игорь Веретенников. – Но это – нормально, потому что это рынок. Главное, чтобы на рынке не было сговоров, которые лишают потребителя выбора. В этой связи заместитель руководителя УФАС заявил, что любое публичное высказывание директоров автошкол о ценовой политике своих организаций может быть расценено, как призыв к объединению в картель. И точка.

Стоит отметить, что журналистам так и не удалось нащупать тонкую грань между публичным призывом к монополизации и, скажем, рекламой. Ведь в рекламе автошколы, как правило, указывают цену на обучение. Получается, и это противозаконно? Но Игорь Веретенников сказал, чтобы обыватели доверили отделять зерна от плевел специалистам. То есть, УФАСу. Там-то разберутся, что к чему.

Вопреки предположению многих о том, что некоммерческое объединение союз автошкол после встряски, устроенной антимонопольщиками, прекратит свое существование, он все же не сдается. Правда, его участники уже и не знают, о чем им можно говорить, а о чем – категорически нельзя.

– Изначально союз создавался для того, чтобы вступившие в него организации могли обмениваться положительным опытом, контролировать качество услуг на рынке обучения кандидатов в водители, – рассказали мне чуть позже в союзе. – В общем, с благими целями создавался, а в результате нас обвинили в каком-то вселенском заговоре.

В союзе в корне не согласны с тем предположением, что цена обучения не влияет на его качество. Ведь если увеличивается количество часов, отведенных на практику, то, соответственно, увеличиваются и затраты школы как минимум на бензин. Поэтому, считают в союзе, УФАС в первую очередь надо обратить внимание на те организации, которые намеренно занижают цены. Не по доброте душевной, а чтобы привлечь побольше клиентов.

Экономят как раз на практических занятиях. Иной раз вместо 50 положенных часов (речь идет еще об обучении по старым правилам) «катают» курсантов всего четырнадцать. И если даже такой курсант каким-то чудом сдаст экзамен в ГИБДД, то страшно представить, чем он может грозить другим участникам дорожного движения, отправившись в свободное плавание. – Так что в первую очередь необходимо контролировать качество! – уверены в союзе. – А оно не может быть абсурдно дешевым. В него вкладываться надо.

В связи с новыми изменениями, коснувшимися автошкол, профессионалов, которые уже прошли проверку Госавтоинспекции, волнует также, что отдельно взятые автошколы продолжают набирать группы курсантов – не подтвердив свое право на проведение обучения.

Почему-то по этому поводу ни одна контролирующая инстанция еще не выступала. Для справки: всего в Тюмени 38 автошкол, 29 подали заявки в ГИБДД, шесть автошкол прошли проверку, четыре – нет, шесть предприятий сами отозвали свои заявки. -

Автор: Мария Самаркина