Маслянец Виктор Чибизов был призван в Вооружённые силы России осенью 2010 года. В то время он учился в Ишимском сельхозтехникуме на техника-механика. Оформил академический отпуск и пошёл в армию.
– В день моего восемнадцатилетия – 31 октября – позвонили из военкомата, поздравили и сообщили, что годен к несению срочной службы. В ответ я поблагодарил и за поздравления, и за такую бесплатную путёвку по России. В ноябре призвали, – с улыбкой вспоминает Виктор.
Наш земляк попал служить в инженерные войска. Учёбу проходил под Хабаровском, потом был переведён в Уссурийск в инженерно-сапёрный батальон, инженерно-дорожную роту.
– Из распределителя полтора вагона нас, солдат, только в инженерный полк направили. Были ребята из Ишима, Тюмени, Ямала, Пермского края. С некоторыми до сих пор созваниваемся, переписываемся, всё планируем собраться вместе, да не получается: у одного работа, у другого учёба, – говорит Виктор.
Специальность у него была водитель-механик ИМР-2 (инженерной машины разграждения второй модификации).
– Техника немаленькая: сорок семь с половиной тонн, база танка. Она специально оборудована для разбора развалин, проделывания путей для гусеничной, колёсной техники. К примеру, если это здание, то сначала сапёры его разминируют, а я потом расчищаю. Если же дело в поле происходит, то в землю выпускаются ножи, которые мины разводят от гусениц. Но я всё это проходил только на учебных занятиях. Участвовал и в стрельбах. Сначала мы находились в оцеплении, потом, как батальон отстреляется, приступали к стрельбе, – объясняет солдат.
Какие же впечатления от «бесплатной путёвки по России»?
– Дальний Восток повидал. Непривычный для нас, сибиряков, пейзаж. Дома берёзы, осины, тополя. А там в основном растут дубы и орешник. Орехов вдоволь наелись, прямо с ветки зелёные срывали, собирали пакетами и сушили. Те, что на землю падали, даже не трогали – они червивые, пустые, – вспоминает Виктор.
– Чем запомнился армейский Новый год? – спрашиваю я.
– А я в наряде по роте стоял: послушал только речь президента по телевизору и обратно на пост. Остальные ребята в столовой собрались, для них там новогодние конкурсы устроили. Следующий – 2012-й – уже дома встретил, – рассказывает Чибизов.
Легко ли служить? Каждый боец отвечает на этот вопрос по-своему.
– Первое время, когда мы только пришли, «дедушки» и гоняли, и кричали на нас. Когда наши «молодые» пришли, всё стало строго – голоса не повысишь. Ходили за ними, как за ребятишками.
Но бывали такие моменты, что и поругать бы стоило. Однажды так и случилось. Мне уже пора было на дембель. Стоим с лейтенантом, беседуем, и тут он говорит: «А машина-то тебя отпускать не хочет». Оборачиваюсь, на нас эта здоровенная махина движется, а молодой боец сбоку стоит. Он, оказывается, машину на горный тормоз не поставил. А дизельная техника при накате заводится. Пришлось мне реагировать очень оперативно, благо, что ковш опущен был, я на него, на броню, вовнутрь и остановил. А один раз он проволоку в гусеницы вогнал. Ну как тут не ругаться? Машина громоздкая, а обращение с ней должно быть ювелирное, – считает водитель-механик.
– Какой главный урок ты усвоил в «школе жизни»? Достаточно ли было одного года? – интересуюсь я.
– Для меня это время прошло не зря. Многое понял, осознал, что такое труд, как это всё достаётся. После армии пришёл и сказал маме: «Теперь сам буду зарабатывать!». Так с девятнадцати лет и пошло. Для меня сейчас главное – семья, работа, дом, – ответил Виктор.
В настоящее время Чибизов стажируется в отделе вневедомственной охраны. «Хочу продолжать служить Родине», – так он объяснил свой выбор.
Фото Алексея Лаврова