Медиакарта
23:58 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как вернуть читателей?

Как вернуть читателей?
11:34 | 15 октября 2014
Источник:

ДОСЬЕ: Станислав МАЛЬЦЕВ. Родился в Свердловске в 1929 г. Окончил журфак Уральского госуниверситета. С 1957 г. живет в Тюмени. Известный писатель, драматург, журналист, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии имени Ершова. Он автор множества детских книг и нескольких пьес, которые шли на сценах театров Тюмени, Сыктывкара, Донецка. В 70-х годах на Свердловском телевидении по мотивам мальцевской сказки сняли серию мультфильмов.

Восьмой год в Тюмени проходит региональный конкурс «Книга года». Книг, представленных на нем, с каждым разом становится все больше. Но увеличило ли это число читателей – большой вопрос. Кто-то из наших литераторов заметил, что сегодня писателей больше, чем читателей. И эта горькая шутка адекватно отражает ситуацию.

Известный тюменский писатель Станислав МАЛЬЦЕВ, на сказках которого выросло три поколения детей, убежден: только возродив систему детского чтения, мы сможем вернуть читателя.

Не надо ничего изобретать

Станислав Владимирович, когда-то нашу страну причисляли к самым читающим в мире. Сегодня и взрослые, и дети «прилипли» к компьютерам. Бумажные книги умирают?

– То, что мы стали меньше читать, все знают. Появляются люди, которые ни одной книжки не прочитали, раньше такого и представить было невозможно. Понятно, появились Интернет, компьютерные игры, электронные книги. Это хорошо. И главная беда не в этом. А в том, что детей с малых лет не учат любить книгу. Родители им дома книжки не читают. И поэтому, естественно, когда дети подрастают, они не читают взрослых книг.

И как разомкнуть этот круг?

– Не надо ничего изобретать. Нужно воссоздать ту стройную систему детского чтения, которая существовала у нас в стране до 90-х годов прошлого века. Мы ее разрушили и потеряли. Вспомним, как было раньше. Действовало огромное, мощное издательство детской литературы, ежегодно выпускающее сотни наименований книг. Во многих регионах работали областные издательства. И в Тюмени оно было. Они издавали, кроме прочих, и детские книги. Существовали дома детской книги, детские библиотеки, книжные магазины, в которых устраивали встречи детей с авторами детских книг, какие-то игры были. Детям с малолетства прививали любовь к книге. Была действенная система книготорга. То есть книжки, скажем, выпускали в Тюменском издательстве, а их по системе книготорга продавали по всей стране. А тиражи. Тогда 100-150 тысяч экземпляров считалось рядовым, обычным тиражом. Сейчас же для детской книги тираж 2-3 тысячи уже хороший, а 5 тысяч – вообще редкость. И цена детской книги тогда была очень небольшая и фиксированная. Приведу собственный пример: моя книжка «Про Зайку Петю», которая выходила в то время в Свердловском государственном книжном издательстве, стоила 30 копеек, а сейчас она издается тоже в Екатеринбурге, в другом, частном издательстве, и стоит уже 150 рублей. И это еще щадящая цена. Есть книги намного дороже. И еще один, тоже очень важный момент. Были вполне доступные по цене выходящие миллионными тиражами журналы для детей разных возрастов – «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер» и др. Не знаю, издаются ли они сейчас, но если и издаются, то уверен: и тиражи у них на порядок меньше, и стоят они намного дороже.

Конечно, я понимаю, что сегодня восстановить всю эту систему не реально. Для этого нужны огромные деньги. Но хочется надеяться, что постепенно в будущем все это вернется. И детская литература займет то место, которое она занимала раньше. Потому что ее воспитательная роль огромна.

Где новые имена?

Старые книги, мультики и сегодня с удовольствием читают и смотрят даже «компьютеризированные» дети. В чем секрет их долговечности?

– Думаю, что весь секрет в том, что старые мультфильмы и книги несут в себе самое главное – доброту и учат этому детей. Детям очень хочется, чтобы добро побеждало зло. Видимо, это очень важно для них. В этом сила книжек прошлых лет. И будущее детской литературы тоже будет в этой формуле. Моя книжка «Про Зайку Петю» в первый раз вышла в Тюменском издательстве в 1964 году. Полвека назад! Как раз в этом году у Зайца юбилей – 50 лет. А он еще достаточно бодро себя чувствует. Книга выдержала десять изданий, общий ее тираж около 600 тысяч экземпляров.

А почему не появляются новые молодые имена в детской литературе уровня Крапивина, Драгунского?

– Новых имен нет потому, что очень трудно издавать детскую книжку. Издательства же все частные, а значит – это коммерческие предприятия. Их задача – получить выгоду, а не воспитывать детей. А чтобы получить прибыль, надо издать книгу, которая наверняка будет продаваться. Получается, гораздо проще и надежнее, скажем, переиздать «Винни-Пуха» или «Дядю Степу», чем нового автора открывать, на котором неизвестно, получишь доход или прогоришь.

А чтобы выросло нормальное поколение, обязательно должно быть «книжное» воспитание. Уверен, что для государства, я уже не говорю о морально-нравственной стороне, дешевле создавать книжные издательства, магазины, библиотеки, чем строить колонии для малолетних преступников.

Но вот появилась Джоан Роулинг и ее «Гарри Поттер». И дети по всему миру кинулись читать ее книги в бумажном варианте. Может быть, дело не в системе, а все-таки в писателях?

– Очень редко выходят детские книги, которые так, как «Гарри Поттер», миллионными тиражами триумфально прошли бы по земному шару и о которых столько бы говорили все. Я думаю, что здесь большую роль сыграли и реклама, и элемент счастливого случая. Ведь восемь издательств, в которые обращалась Роулинг, не увидев коммерческой перспективы, отказались печатать ее книгу, и только девятое рискнуло и выиграло. Поэтому я и говорю, что нужна государственная система поддержки детской литературы, тогда и у нас появятся новые яркие имена и произведения, которые вернут интерес к книге.

Юрий ПАХОТИН

Фото Елены АЛАЕВОЙ