Сто лет – это целая эпоха, свидетелем которой довелось стать Сергею Михайловичу Шикову,
фронтовику, скромному учителю из Казанского района.
2 октября ветеран в кругу большой семьи отметил столетний юбилей.
Сергей Шиков родился в селе Огнёво Казанского района. Родители были самоходами с Брянщины, всю жизнь крестьянствовали, работали в колхозе. А Сергей мечтал о профессии врача и поступил в Омский медицинский институт, но жизнь распорядилась иначе – из-за тяжёлой болезни на втором курсе пришлось оставить учёбу. Вернулся на родину, окончил ишимский рабфак. В 1940 году был назначен помощником начальника 2-й части РВД, работал инструктором по подготовке призывной молодёжи, в 1941-м – заведующим Сладчанской начальной школой.
На фронт, хоть и рвался с первых дней войны, попал не сразу: из-за болезни был признан негодным даже к нестроевой службе. Так началась у него своя война – с недугом, из которой Сергей Шиков вышел победителем. В 1943 году он был призван в ряды РККА и зачислен в Омскую полковую школу. «Если бы не война, сгинул бы я в зрелом возрасте от болезни. Хворь-то меня отпустила, уверовав в то, что из пекла этого мне живым не выбраться. А я домой вернулся целёхоньким и эвон до каких лет дожил», – скажет потом в одном из интервью Сергей Михайлович. Хотя приходилось и в снегу замерзать, и сутками в стылой воде отбивать атаки врага, но недуг больше не вернулся.
Служить младшему сержанту Шикову выпало на Ленинградском фронте, под командованием Рокоссовского, в контрразведке. Свою первую медаль «За отвагу» получил за бои под Псковом, где их пехотному подразделению была поставлена задача: прорвать оборону противника и развить атаку до состояния прорыва линии фронта. После мощной артподготовки пехота, атаковав, вышибла противника из обустроенных и обжитых окопов. Но предстояло ещё взять высоту. Под огнём немецких пулемётов атака захлебнулась, батальоны вернулись в блиндажи. А ночью пошёл дождь, и через трое суток такого ливня в вырытых немцами комфортных окопчиках приходилось сидеть по горло в воде. Положение усугублялось ещё и тем, что подкрепления нашим обескровленным частям не было. Оставшиеся в живых командиры раз за разом поднимали солдат в атаку, шли врукопашную, порой забыв и про оружие. «В последний решающий бой шли мы горсткой. Выбывших из строя бойцов заменили обозники, рукопашному бою не обученные. По штатному военному расписанию это были люди мирных профессий: повара, возницы, истопники полевых бань и прачечных. Высоту эту мы всё-таки взяли, правда, в отделении, которым я командовал, из десяти человек в живых осталось только трое».
Потом, в 1945-м, были вторая и третья медали «За отвагу». Среди солдат трижды кавалеров этой награды приравнивали к Героям Советского Союза. Награждён Сергей Шиков орденом Отечественной войны II степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941–1945 гг.», медалью Жукова, юбилейными медалями.
Домой Сергей Михайлович вернулся в декабре 1945 года. С фронта привёз премию – трофейные ружьё и велосипед, выданные младшему сержанту Шикову за безупречную службу. Велосипед, кстати, прослужил семейству долго. «Сколько на нём отец ездил, потом мои брат и сестра, потом я – и ни одна спица не пошатнулась», – рассказывает младший сын Александр.
С января 1946 года Сергей Шиков приступил к исполнению обязанностей учителя географии и естествознания Малоченчерской семилетки. Его жена, Таисья Ивановна, учительствовала в начальных классах. В августе семья переехала из Огнёво в Малую Ченчерь на постоянное жительство, а в следующем году Сергея Михайловича назначили директором школы.
Послевоенное время не было лёгким, строительство мирной жизни тоже требовало от народа подвигов. Здание школы, построенное в начале века, обветшало, не хватало школьных принадлежностей, чернила разводили сажей или свекольным соком. Жилья для учителей не было – ютились в крестьянских избах вместе с хозяевами, паёк получали в виде зерна, которое ещё надо где-то смолоть. Семьи, лишившиеся в войну кормильцев, нищали, дети мёрзли и голодали. Посильную помощь особо нуждающимся детям оказывало правление колхоза, вот только в этой помощи нуждался чуть ли не каждый ребёнок. «Вспоминать послевоенное время тяжело. Из голодного прошлого смотрят глаза детей, в которых отражаются боль безотцовщины, голод, тоска по теплу домашнего очага. И вместе с тем восторженным и вдохновенным было у этого поколения детей отношение к учёбе. Ради знаний они жертвовали собой, голодали, холодали. Но радовались теплу наступившей весны, радовались новенькой чернильнице-непроливайке, школьной ручке, учебнику, пахнущему типографской краской, крутолобому глобусу, появившемуся в школе. Это поколение выросло крепким в своих убеждениях, трудолюбивым в деле, успешным в послешкольной учёбе», – пишет в своей книге воспоминаний Сергей Шиков. Особые слова благодарности – в адрес учителей тех послевоенных лет, готовых терпеть лишения, жертвовать своим скудным достатком во имя Родины, нести детям свет знаний, отдавать им своё сердце.
В 1966 году Сергей Михайлович был переведён в Челюскинскую школу. Учительствовал он большую половину своей долгой жизни. Педагогом, по примеру отца, стала и дочь С.М. Шикова Галина, которая живёт в Казанском районе. Старший сын, Юрий, выбрал карьеру военного, а младший, Александр, – профессию связиста.
В 1985 году Шиковы переехали в Ишим. Но и спустя десятилетия после того, как Сергей Михайлович ушёл на заслуженный отдых, ученики не забывают любимого педагога, тепло вспоминают внимание и поддержку, с которым он относился к каждому из своих подопечных. Именно они предложили наставнику написать книгу. Ветеран работал над ней до 95 лет, пока не стало подводить зрение. В своих воспоминаниях он признается: «Войну и годы работы в школе я считаю главными вехами в своей жизни».
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото из архива редакции.