Медиакарта
17:35 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Магистрали от крыльца

Магистрали от крыльца
11:11 | 20 октября 2014
Источник:

Пишу эти строки под впечатлением выступлений на заседании президиума Госсовета, посвященном развитию транспортной инфраструктуры (мероприятие состоялось накануне профессионального праздника трассовиков), где было отмечено, что региональные автодороги значительно хуже федеральных магистралей. Спешу успокоить читателя: на территории Тюменской области в точности до наоборот. Это всегда замечают земляки, вернувшись из других российских городов и весей. Правда, все хорошее, как водится, забывается. Вот если бы прямо к крыльцу подвели дорогу!

А что, так и случилось в деревне Труфанова. Вчера наблюдал: по улице Застройщиков движется асфальтоукладочный агрегат BOMAG, а следом – компьютеризированный каток DVNAPAC. Народ на обочине тоже созерцает. Похоже, машинист Дмитрий Данилов, прораб Алексей Маметченко, дорожные рабочие Владимир Альберг и Кирилл Палецких, мастер Виктор Поветкин в сей момент ощущают себя едва ли не космонавтами.

Кажется, растет престижность профессии. В основном за счет трудовых династий. Правда, Дмитрий уже работал трактористом в Тюменском дорожно-ремонтном управлении (ТДРУ), но по примеру отца, Владимира Владимировича, стал машинистом – в прошлую зиму переучился, так что нынче первый сезон за пультом управления «дунапага»». В принципе, сезон закончился, но иногда проглядывает бабье лето, а посему укладочные работы продолжаются. Чувствую, большинство свой праздник проведет на трассах, разве что чай в термосы зальет погорячее.

– В этом году дорогам на окраинах уделили особое внимание, – рассказывает директор ТДРУ Руслан Миннуллин. – Привели в порядок три улицы в деревне Комарова, две – в Луговой, три – в поселке Московский. Ремонтировали автомагистрали в Винзилях, поселке Рощино. Фрезеровали с последующей укладкой нового слоя асфальта участок дороги Тюмень – Салаирка и дороги Тюмень – Боровское – Богандинский.

– Надеюсь, и столицу не забываете, – говорю я.

– Никак нет. Причем занимались дорожной сетью в самом центре: улицы Герцена, Первомайская, Советская, Республики.

Напоминаю директору о том, что губернатор Владимир Якушев на заседании президиума Госсовета говорил о дороге «Обход г. Тюмени».

– На этом объекте наши рабочие поставили рекорд отрасли: участок между Червишевским и Московским трактами – это 35000 квадратных метров – привели в нормативное состояние за трое суток.

Не стал особо останавливаться Руслан на другом важном объекте – взлетно-посадочной полосе аэропорта Рощино, потому что генподрядчиком выступил холдинг «Мостострой-12». Но, как говорится, «пахали» на точке и два предприятия областного дорожно-эксплуатационного предприятия – ТДРУ и ТДРСУ.

– Ну, с мостовиками мы всегда действуем рука об руку, – заметил Миннуллин, – ведь составляем единый дорожный комплекс. На днях «Мостострой-12» откроет прямой ход путепровода в створе улицы Монтажников. Прямой ход выйдет на улицу Широтную, а вот мы, ТДРУ, соединим магистраль с объездной дорогой – выиграли конкурс, стоимость работ 350 миллионов рублей. из них миллионов 18-20 освоим уже в этом году. Ведем подготовительные работы, в том числе снос 500 гаражей.

«Господи! Снос гаражей! Уж и помучаются ребята!» – воскликнул я мысленно. Опять-таки в голове возникла картинка в рамках мостовых процессов. Первым делом вспомнилась строка из интернетовского форума. Некий Андрей вывел: «Фиг нам, а не путепровод по Монтажников в ближайшее время. Улицу Советскую два года не могли пробить из-за одного гаража. Частная собственность священна!». Ну да, а здесь шесть кооперативов: «Сибиряк-2», «Динамо», «Граничный», «Энергия», «Камвольщик» и «Восход» с общим количеством гаражей в 800 единиц.

Почти три года назад начальник Управления автомобильных дорог Тюменской области Алмаз Закиев убеждал с высокой трибуны, что граждане проявят сознательность, дескать, «чем больше мы будем затягивать процесс в судебных спорах, тем дольше будет идти строительство». Уже и Алмаз покинул свое кресло, а воз и ныне там.

Когда пришел в первый раз на объект, где только что начали погружать первые буронабивные сваи, тут же сказал мужикам: ну, хлебнете горя, потому как в данном обществе – «Динамо» – собраны исключительно самые сознательные граждане: полицейские чины, адвокаты, судьи, прокурорский люд. Свои права они знают, как собственный карман. Вот департамент имущественных отношений устанавливает стоимость бокса: 480 тысяч рублей – сумма завышенная, потому как на тюменском рынке за гараж предлагают не более 350000: боксы нынче не пользуются спросом.

Подумайте, вам на размышление отводится времени в один календарный год, предлагают владельцам. Проходит год. Гаражный правовед заявляет: знаете, цена меня не устраивает. Поднимите до 600 «штук». И подает иск на департамент. Не подкопаешься, параграф соблюден. Напрашивается встречный иск мостостроителей к гаражным кооперативам в плане оплаты вынужденного простоя техники и задержки сроков строительства. По аналогии с судебными процессами в момент строящегося Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Правда, там под снос попали не 800, а 37000 боксов. А в Тюмени тяжбы набирают обороты. Возможно, сорвутся контрактные сроки возведения путепровода.

– Хотя и в Тюмени умеют решать проблемы. Общался я не так давно с начальником федерального управления «Уралу-правтодор» Игорем Зубаревым. Он отметил весьма плохое состояние магистрали Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск. Лет пять тому назад наши депутаты предлагали «отстегнуть» из областного бюджета 1 миллиард рублей на приведение автомагистрали в нормативное состояние. Тогда Минтранс отказался – это же нарушение закона, то есть нецелевое использование бюджетных средств. Придумали кучу параграфов на свою голову! «Дорогой смерти» называют водители участок дороги Р-404 от Увата до Салыма. Давно бы привели в порядок, и деньги бы нашлись. Увы, дорожный закон, который Госдума принимала в течение семи лет, стал тормозом – отвлекать тюменские деньги на ремонт дорог, проходящих по территории Тюменской области, ни боже упаси!

Выход нашли, то есть обошли-таки закон. В результате неоднократного обращения губернатора Якушева к президенту Путину. Дорогу теперь строят методом софинансирования, то есть одна часть денег из бюджета области, другая – из государственной казны. Уже мост построили через реку Демьянка, в настоящее время тут вовсю урчит дорожная техника ОАО «ТОДЭП». Рассчитывают построить магистраль с опережением графика: первоначальный срок – 5 лет. Справятся, прикидываю, за три года, а то и за два. Опять-таки на заседании президиума Госсовета, посвященном развитию транспортной инфраструктуры, похвалили Тюмень за этот объект.

Во главу угла на заседании поставили вопрос соотношения цены и качества объекта. В настоящее время при определении подрядчика на первый план ставится дешевизна. При таком подходе такой прогрессивный материал, как ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон), близко не подпустят к строящемуся объекту, потому что на треть дороже традиционных смесей. Так дело не пойдет, сказали губернаторы, надо исходить из срока службы. Вот обычная смесь марок А, Б, В держится на дороге 4 года, а ЩМА – 20 лет. Между прочим, «ТОДЭП» уже всю улично-дорожную сеть Тюмени покрыл ЩМА. Мы впереди планеты всей!

Все новое – это давно забытое старое. Вот придуманный земляками материал и примененный в этом году мужиками из ТДРУ на рощинской улице Гагарина. Речь идет о так называемом тощем бетоне. Его в дорожной одежде используют вместо щебня. Материал на основе цемента В5 (М75) готовят на собственном, т.е. принадлежащем дорожно-ремонтному управлению, АБЗ, доставляют на трассу, здесь смесь уплотняют виброкатками. В итоге получается монолитная плита. Монолитная плита, ясный перец, гораздо лучше, чем рассыпающаяся под нагрузкой транспортных единиц щебенка, которая располагает к образованию колеи. Монолитная плита хорошо зарекомендовала себя на слабых грунтах, то есть в болотистых условиях, чем примечательны окраины Тюмени. Вкратце технология такова: на щебоночно-песочное основание кладется укатываемый тощий бетон – 22 см, затем нижний слой асфальтобетона – 7 см, сверху ЩМА-15 – 5 см. Такая трасса, утверждают знатоки, служит 15 и более лет.

Короче, всё путем! Остается пожелать тюменским дорожникам крепкого здоровья и счастья. Так держать! И берегите себя.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/