Медиакарта
2:24 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

А фигуры эти не просты…

А фигуры эти не просты…
11:36 | 21 октября 2014
Источник:

Под эгидой правительства Тюменской области на прошлой неделе состоялся конкурс профессионального мастерства водителей автобусов. Мероприятие поддержали Главное управление строительства, ГКУ «Тюменьоблтранс», Союз автотранспортников и ООО «Автомобилист». Водителям предстояло продемонстрировать знание правил дорожного движения и проявить себя на скоростном маневрировании. ПДД, конечно, участники знают как собственную биографию, ведь как-никак профессионалы. И все же без отдельных ошибок не обошлось. Но исключительно из-за волнения: все же конкурс.

А как пройдет скоростное маневрирование? Первым класс показал главный судья соревнований Алексей Шукшин. Сев за руль «ЛиАЗа», он стал выполнять замысловатые упражнения.

– Ничего себе наяривает, – слышу голос зрителя.

– А что ты хотел, – отзывается другой приятель, – он каждый день этим занимается, собаку в этом деле съел. Ко всему прочему, других учит.

Поправляю: не каждый день, но форму держать приходится. Я знаю Алексея Андреевича Шукшина не один десяток лет, ещё с тех пор, когда он был заместителем у Тамары Филипповны Ширшовой, кубанской казачки, ветерана автомобильного транспорта, не один год руководившей учебно-производственным комбинатом. Еще тогда заведение считалось одним из лучших в РСФСР. Нынче «Автомобилисту» исполнилось 58 лет. Трудно подсчитать, сколько тысяч водителей всех рангов здесь подготовлено. А учат и автолюбителей категории «В», и «автобусников», и водителей транспортных средств с прицепами…

Уже давненько генеральным директором здесь служит Шукшин, заслуженный работник транспорта РФ. Преподает и у себя в УПК, и в транспортном институте ТГНГУ. Естественно, готовит тюменскую команду к различным соревнованиям на территории Федерации. Были в Липецке, Красноярске, Шадринске, Омске… И всегда возвращались победителями.

Вот и нынче земляки снова оказались впереди планеты всей, заняв и первое, и второе и третье места на пьедестале почета.

Но вернемся на конкурсную площадку. Главный судья точно «обыграл», скажем так, все фигуры, виртуозно выполнил повороты и развороты, движение назад и вперёд по кругу, преодолел «змейку»… И тормознул на финишной прямой – фигура называется «Стоп», кстати, не такая уж легкая для исполнения: передними колесами надо точно коснуться нарисованной на асфальте черты.

– Во сколько я уложился? – уточнил главный судья, покидая водительскую кабину. – Ровно в 6 минут. Вот это и будет контрольное время выполнения всех упражнений.

– Мало! – зароптал народ. – Накиньте пару минуточек!

– Ладно, – смилостивился Шукшин, – пусть будет 7 минут 30 секунд.

Александр Денисов из Тюменского ПАТП-1 (он тоже тренировался здесь, на автодроме учкомбината под руководством Шукшина) опередил своего учителя.

– Пройти трассу – это полдела, – подсказывает мне судья Евгений Корниенко, заглядывая в мои записи, – вот штрафные баллы подсчитают – и мало не покажется.

Корниенко – пока курсант учкомбината, еще готовится стать «автобусником», но регламент знает назубок.

Насчет «полдела» вспомнил анекдот. Старый сапожник, еврей, смотрит на дочь и говорит: «Двойра, ты выйдешь замуж за Ротшильда, он миллиардер». Осматривает чадо: плешь, шнобель, под ним усы, ноги кривые. Сплюнул, хлопнул дверью и кричит через улицу: «Сэмэн, я Двойру замуж выдаю за Ротшильда, полдела сделано – я её уломал. Осталось с Ротшильдом договориться».

Думаю, с Ротшильдом договориться было бы проще, чем выполнить фигуру «параллельная стоянка», бывалые водители кличут упражнение «тёщиным двориком» – это как бы наяву поставить один автобус впритирку к другому. Ну, подвижных единиц тут нет, их заменяют ограничительные вешки. Сбил ограничитель – получай штрафной балл. Выписываю себе абзац из регламента: «Участник, нарушивший последовательность, пропустивший или не выполнивший хотя бы одно упражнение, а также уклонившийся от выполнения упражнений в данном виде соревнований, получает 300 штрафных баллов». Эх, участник сбивает на «тёщином дворике» сразу три вешки – штрафные баллы растут как снежный ком.

Второй сложнейший элемент, на чем ребята горят один за другим, называется «остановка» – вроде бы проще простого: вот стоит «пассажир» (вешка с флажком), подать к нему автобус со средней дверью наперед. Значит, надо соблюсти параллель к бордюру, при этом вписаться в ограничительные линии справа и слева. Увы, вписывается далеко не каждый.

Уже знакомый читателю Евгений Корниенко с напарником судят выполнение упражнения «бокс». В него надо въехать передним и задним ходом и выехать, само собой, таким же манером. Вот заехал автобус – и сбил разом девять (!) вешек. Господи, это ж сколько штрафных очков! Следом заехал другой водитель: не сбил ни единого заградителя.

– Но от заднего бампера до «стенки» остался целый километр, – иронизирует судья, – ставим «невыполнение», триста штрафных баллов.

Чувствую, нелегкой оказалась рука на баранке автобуса под управлением Владимира Черных из ООО «Русавто»: он не вписался в «колею» – это два бруска, в шагах двух-трех ещё два таких же. Между брусками просвет в две добрых ладошки. Разве чудом можно попасть: водитель впереди, колеса справа и чуть сзади. Если честно, я бы и на легковушке промазал.

– Ну, молодец! Ну, парень дает! Зря говорят, мол, деревня! – это судья отзывается об Александре Бабушкине из ОАО «Исетскпассажиравтотрас». – Упражнение выполнил на «отлично»!

А на «змейке» Александр дал маху: снес оградительную рейку.

– Условия сказываются, – комментирует арбитр. – Городские ребята проходят эту фигуру играючи, потому что привыкли к стесненным улицам, деревенские – народ основательный, но пасуют перед «змейкой».

Я называю фио далеко не всех конкурсантов, трудно всех запомнить. А такой массовости еще не приходилось видеть – аж 48 претендентов на звание лучшего водителя. Что-то не вижу на автодроме Олесю Опятюк. Триумфальную, напомним, победительницу прошлых соревнований. Мы открыли её совершенно случайно. Мне, автору этих строк, полагалось сотворить репортаж к Дню работников автомобильного транспорта. Замотался, а сроки-то поджимают. Ну, думаю, утром сяду на первый автобус – и… Первым оказался маршрутный №15, за рулем симпатичная девушка. Газета дала цветной портрет на всю страницу. Номер вывесили в коридоре автохозяйства для всеобщего обозрения.

Ах так, якобы сказали отдельные граждане, мы тут весь век кукуем… А ты покажи себя на конкурсе! Узнаешь там, почем фунт лиха! И Олеся, проработавшая в ПАТП без году неделю (потому что «троллейбусница»), утерла нос курганцам, челябинцам и прочим уральцам.

– Так, где же Опятюк? – спрашиваю.

– Она сегодня на городской линии, народ возит, – отвечает генеральный директор ОАО «ПАТП-1», заслуженный работник транспорта РФ Александр Пискулин, – уступила свое место коллеге.

Да, на конкурсе по-прежнему всего одна женщина – водитель из ПАТП-2 Алена Третьякова. Забегая вперед, скажу, что, к сожалению, звания «Лучший водитель Тюменской области» Алена не удостоилась. Но все ещё впереди! Надо потренироваться. А пока мы смотрим на выступления Максима Бейкина и Антона Иванова. Они не первый год идут, как говорится, грудь в грудь. Ныне Антон опережает, все-таки дважды чемпион России. Статус обоих несколько поменялся. В прошлый раз Антон защищал честь Тобольского ПАТП, сегодня представляет ООО «Авто-700» (г. Тюмень), а Максим работал в ПАТП-2, сейчас – инструктор по вождению учебно-курсового комбината «Автомобилист».

Приехал поболеть за своих бывший директор Тобольского ПАТП, заслуженный работник транспорта Валерий Киселев, он три года на заслуженном отдыхе. Но ныне фирмой руководит Сергей Кугаевский, депутат гордумы. Но Валерий Васильевич вложил знания, душу, терпение, чтобы предприятие стало таким, как сегодня: из 58 обслуживаемых маршрутов 14 – городские, 22 – пригородные, 17 – междугородние, 5 – международные. Ладно, не выступает за коллектив Антон Иванов, но есть Владислав Бортвин. Да он и лидировал в классе автобусов ПАЗ.

Максим Бейкин первым поздравил соперника в классе ЛиАЗ Антона Иванова, обнял его по-братски. Но и сам Максим не в большой обиде: его коллектив из ООО УПК «Автомобилист» занял первое место в командном зачете. Среди «газелистов» лучшим признан Александр Михайлов из ПАТП-2.

Не мог не отметить новенькие автобусы, подготовленные к конкурсу. столовая-передвижка, правда, в автобусе стареньком, зато чай здесь крепок и горяч, а пирожки – пышные. Точкой общепита на колесах много лет подряд рулит Сергей Гудемов из ОАО «ПАТП-1».

Почему говорим о производственной базе? Потому что, чем лучше матчасть, тем отменнее водители. Буквально на днях президент и премьер в своих выступлениях останавливались на улучшении – даже ужесточении – подготовки водителей в автошколах. А мы, «Тюменская правда», уже в прошлом году публиковали статью на эту тему:

«Если автошкола находится в однокомнатной квартире и у нее якобы есть договор на использование автополигона, о качестве подготовки водителей говорить не приходится, – сетовал вице-губернатор Сергей Сарычев. – Курсантов просто натаскивают на сдачу экзамена в ГИБДД. Неслучайно выпускники таких школ не могут сдать экзамен ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза».

Начальник ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин привел пример, когда в группе выпускников одной такой сомнительной автошколы из 24 человек с первого раза теорию сдал лишь один курсант, вождение не сдал никто, во второй группе из 29 человек с первого захода теорию сдали двое, вождение – один человек. В таких учреждениях лишь 5 процентов сдают экзамены с первого раза. В серьезных автошколах, которые дорожат своей репутацией, процент сдачи гораздо выше.

Количество ДТП на дорогах России не уменьшается. Гибнут люди. Поэтому повышаются требования к автошколам. На этом остановился, открывая конкурс, заместитель председателя Тюменской областной Думы, руководитель партийного проекта «Безопасные дороги России» Геннадий Корепанов.

Из-за несоответствия новым нормам продолжить свою деятельность сможет только каждое четвертое учебное заведение для водителей. Из 11 тыс. российских автошкол на данный момент имеют разрешение лишь 300. Я насчитал только в одной Тюмени 34 автошколы, едва ли многие из них дотягивают до уровня ООО УПК «Автомобилист». Имею в виду преподавателей, мастеров вождения, материально-техническую базу. Но это уже другая история. К ней мы ещё вернемся.

…Уже на этой неделе коллеги начнут отмечать свой профессиональный праздник – День работников автомобильного транспорта. Желаем вам побед не только на конкурсах, а вообще в жизни. Радости вам и здоровья! И всегда счастливого пути.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/