Медиакарта
19:23 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как оправдать надежды страны

Как оправдать надежды страны
11:50 | 22 октября 2014
Источник:

Каждую неделю в одной из торговых сетей Тюмени, которая позиционирует себя магазином экономкласса, цены на молочную продукцию повышаются. Спрашиваю у продавцов, почему, отвечают, мол, это все производители. Получается, что фермеры под марочку непростой экономической и политической ситуации в стране решили на простом народе нажиться? (Т. Быкова, Тюмень)

ДОСЬЕ: Соломон ШАРМАЗАНОВ. Родился в Грузии. В Нижнетавдинский район приехал в 1985 году. Начинал работать в совхозе водителем. В 2000 году организовал свое фермерское хозяйство, которое стало одним из лучших в районе.

Глава крестьянско-фермерского хозяйства из Нижнетавдинского района Соломон ШАРМАЗАНОВ с такой постановкой вопроса не согласен категорически: «Мы как с прошлого года сдавали молоко по 17 рублей за литр, так и сдаем! Это у переработчиков и владельцев магазинов нужно спрашивать, почему молочка скоро станет людям не по карману. Мы цен никому не диктуем. У нас у самих одни проблемы».

О том, как живется нынче простому фермеру, наш сегодняшний разговор.

Смените правила игры!

– Соломон Петрович, есть мнение, что от санкций и эмбарго отечественный сельхозпроизводитель только выиграет. А вы как думаете?

– Эмбарго на ввоз импортной сельхозпродукции, по идее, – шанс подняться с колен. Не сразу, но все же. Однако для наращивания производства нужно большие средства вкладывать в модернизацию предприятий. У нас же помогают только сильным, тем, кто уже чего-то достиг. Сейчас нужно поднимать уже имеющиеся предприятия, возводить новые, чтобы прокормить нашу огромную страну. Но сделать это по существующим правилам игры будет сложно.

– Какие еще проблемы душат фермера?

– Административные. К примеру, чтобы газ на ферму провести в сельской местности, знаете, сколько по кабинетам нужно побегать? Если даже магистраль в десяти метрах проходит и деньги есть, чтобы работы оплатить, преодолеешь этот десятиметровый отрезок, в лучшем случае, месяца через три, но обычно и по году ждут.

У нас в Березовке магистральной трубы рядом нет. В итоге эпопея с газом тянется много лет. Основным ресурсом было и остается электричество и для отопления, и для просушки кормов скотине, и для других дел. Это в такую копеечку влетает! И хотя мы всегда в лидерах в своей «весовой категории», имеем статус племенного хозяйства, никто не в силах помочь. Кстати, о племенном статусе. Когда у нас закончилась лицензия на племенную деятельность, нам ее не продлили только потому, что юридический статус не тот (Шармазанов зарегистрирован как индивидуальный предприниматель – прим. ред.). А что у меня племенной скот лучший в области – так это мелочи!

Сейчас аховая ситуация с водой, которой поим буренок. За то, чтобы пробурить скважину, я отдал приличную сумму. А теперь нужен еще миллион рублей, чтобы ее пролицензировать. А где я этот миллион возьму? И зачем мне эта лицензия? У меня столько «дыр», которые можно было бы залатать этим миллионом. Вот тебе и поддержка отечественного сельхозпроизводителя, на которого сейчас с надеждой смотрит вся страна.

Без выходных

– Как обстоят дела с кадрами?

– У нас район расположен рядом с Тюменью, молодежь либо туда жить уезжает, либо на работу ездит каждый день. Но рабочих рук хватает, а вот с квалифицированными кадрами действительно тяжело. К примеру, есть у нас в районе зверосовхоз, там выращивают шиншиллу. Зверь этот очень привередливый, нежный, так хозяину приходилось, когда животные заболели, из Дании ветеринара привозить. Представьте, какие это расходы! У нас в России специалистов по пушному зверю этого направления днем с огнем не сыщешь. У меня, конечно, не шиншиллы, а коровы, но они тоже внимания требуют. И чтобы высокие надои и качество молока иметь, мне, например, пришлось и жилье строить сотрудникам самостоятельно, и другие вопросы решать. Учитывая, что я не «молочный» или «мясной король», затраты ощутимые. Поэтому долгие годы не на «лексусе» ездил, а на старом «жигуленке».

– А сколько у вас человек работает, и какова нагрузка, скажем, на ту же доярку, ее средняя зарплата?

– У нас в коллективе 60 человек. Режим работы доярок два дня через два. Работают по три часа утром и три часа вечером. Средняя зарплата в крестьянско-фермерском хозяйстве 14 тыс. рублей, но это не максимум, зависит от качества и производительности труда самого работника. Полностью оплачиваю ежегодный медицинский осмотр своих работников, отпуска, больничные, необходимую материальную помощь оказываю.

– Расскажите немного о ферме?

– Поголовье наше насчитывает около 800 голов, из них дойное стадо более 300 голов. Ежедневно сдаем на молочный завод в Нижней Тавде около восьми тонн молока. За литр получаем 17 рублей, плюс три рубля доплачивают дотацией к каждому литру из областного бюджета. Построен свой комбикормовый мини-завод. Сами сеем зерновые культуры. За счет этого на сто процентов обеспечиваем себя кормами. Из техники у нас восемь тракторов, три комбайна, две автомашины.

– Приличное хозяйство. А во сколько начинается и когда заканчивается ваш день?

– В пять утра я уже на ногах, ложусь, когда ноги перестают носить. Семью свою практически не вижу, как дети взрослеют, не успеваю замечать. Не бываю в отпусках, выходные у меня очень редки. Но эта круговерть засосала крепко, я не могу подвести людей, которые мне когда-то поверили, не могу бросить дело своей жизни.

– А хотите вы, чтобы ваш сын пошел по вашим стопам?

– Это за нас с ним уже жизнь решила. Он с малых лет рядом был, в теме, а когда отучился, стал со мной работать.

Под одну гребенку

– Во всех наших СМИ пишут о том, что такой поддержки, как в Тюменской области, крестьянам нет нигде. Вы согласны?

– Да. Но если субсидируется одно, тут же снимается субсидия с другого. Получается как у плохих родителей: вроде бы одной рукой игрушку дают ребенку, а в другой ремень держат. А еще все время всех под одну гребенку ставят. Стали мы подсолнечник белоснежный сажать, пустили его в рацион, и коровы стали по 24-26 литров давать. Но политика департамента АПК изменилась, теперь все внимание на кукурузу. Какая им разница, чем я своих коров кормлю? Главное, чтоб надой был хороший. Я не против кукурузы, но ею хорошо молодняк кормить, дойному стаду на одной кукурузе хорошего молока не дать. Или вот еще досада. Купили мы сенокосную технику. Нам в субсидии отказали, мол, у вас все агрегаты в разных местах куплены, поэтому это не будет называться «кормозаготовительным» комплексом. А зачем мы тогда ярмарку областную «День поля» проводим, на которой можно выбрать и купить лучшее? Нет, им надо, чтобы обязательно у одного поставщика!

– Соломон Петрович, может, действительно закрыть ферму на клюшку и уехать на историческую родину оливки выращивать?

– Везде хорошо, где нас нет. И хоть в Греции у меня много родственников, я прикипел душой к Сибири. Скоро зима, свинку заколем, пельменей налепим, и в бой с новыми силами!

Елена ИВАНОВА

Фото с сайта krassever.ru