(Продолжение. Нач. в № 81)
К другим новостям «Уватских известий»
День четвёртый. 3 июня
7.30. Остановились на 515-м километре у Иткиеги. В прошлом здесь была охотничья избушка, а с 2000 года живет Л.Н. Ярсина с семьей дочери А.В. Пономарёвой. У Александры с Николаем трое детей: дочь Женя - 7 лет, сыновья Андрей - 3 года и Александр, родившийся в апреле 2014 года. У малыша вместо кроватки стоит куженька с березовыми опилками, приготовленными с помощью ножа. Лучше всего для этих целей подходит пень-гнилушка, который разминают и укладывают в качестве подстилки, а сверху могут посыпать стриженную лосиную шерсть.
Николай вырос в Вагайском детском доме. Девять лет назад он поехал с другом по Демьянке, увидел Сашу и остался, а через год зарегистрировались. Три года назад после смерти В.И. Ярсина, отца жены, стал главным в семье. Охотится, строит новый дом. Правда, не всегда хватает житейского опыта, ему всего 27 лет, и поэтому придется заново устанавливать крышу у нового дома.
Александра охотится на зайцев и соболей, делает куженьки, шьет вместе с мамой Людмилой Николаевной легкие летние халаты и утепленные зимние. Она показала нам свою шубу из заячьих шкурок и шубку из белки с воротником из хорька на годовалого ребенка. Женщины ханты шьют также национальную обувь - нырики, используя для этого ткань и выделанные шкуры оленя и лося, а также нитки из жил. 100 жилинок вплетают в косу, а потом вытягивают и шьют нырики. Людмила Николаевна, когда охотилась, изнашивала за сезон 4 пары ныриков.
Мы вручили женщинам и детям подарки: цветные карандаши, краски, альбомы, книги, бисер, платки, конфеты. Такие же подарки были вручены всем детям и женщинам, живущим по Демьянке.
13.30. Идем дальше. Через полчаса остановились на 540-м километре у д. Ярсино, состоящей как бы из 2 частей. Внизу рядом с берегом живет М.И. Ярсина с мужем И.И. Оглоблиным, а наверху на горе стоят дома С.И. Ярсина, его брата Павла и П.Ф. Усановой, сестры жены Семёна Ивановича с сыном Юрием. Всего здесь проживают 10 ханты и 1 русский, все они между собой родственники.
Поселение было образовано Ефремом Ярсиным. Сын Ефрема Иван 1919 года рождения был привезен на Демьянку в люльке, а сейчас здесь проживают семьи 2 внуков и внучки Ефрема.
В семье С.И. Ярсина живет Анастасия Семёновна Семёнова, мать супруги Елены Федуловны. Рассказывают, что когда стали выдавать паспорта, Анастасия Семёновна, не знающая русского языка, а отсюда и не понявшая вопроса об ее фамилии, назвала имя своего отца Семёна. Так она и стала Семёновой.
Семёну Ивановичу 63 года, жена Елена младше его на 16 лет. Интересна история их женитьбы. Семён ни разу не видел свою будущую жену. Он услышал, что в верховье есть девушка и поехал с отцом на моторной лодке свататься в д. Казак, и при этом истратил 4 бака горючего. Семён, вернувшись домой с невестой, стали молиться, а потом устроили небольшую вечерку. Молодожены на свадьбу «одели одежду белого цвета». Расписались молодые позднее - года через 2.
Ярсино - очень чистое поселение, сюда часто наведываются представители СМИ для съемки национального поселка. В доме у Ярсиных нет ничего лишнего.
В прихожей стоит стол и кровать Анастасии Семёновны, в зале находится стол, две кровати и диван, еще одна кровать установлена за перегородкой. Зимние вещи хранятся в лабазе, поэтому в доме нет ни комода, ни плательного шкафа. Пол и перегородка покрашены масляной краской. Стены побелены известкой, висит ковер и грамоты с номером газеты «Уватские известия», где написано об Ярсино.
Не раз в доме у Семёна Ивановича проводились медвежьи вечерки. Это медвежьи поминки, и справляют их по каждому убитому медведю, приглашая на праздник гостей. Посредине комнаты ставят стол с головой медведя и лапами. На голову зверя надевают шкурку соболя или выдры. На лапы кладут украшения из бисера, а рядом ставят в куженьках чай, брагу (водку), хлеб, рыбу. Ведущий ведет вечерку в маске из бересты, чтобы хозяин леса не узнал его в другой жизни. Семён, как правило, надевает маску глухаря, Елена - глухарки, а остальные надевают маски других птиц. Ярсин поет песни, рассказывает истории.
Отец Семёна знал песен 300, а он - около 50-ти, но, к сожалению, не знает их перевода. Семён Иванович, облачившись в национальный наряд, исполнил для нас одну из медвежьих песен. Песня исполняется примерно в течение часа.
По медведице поминки справляют 4 дня, а по медведю 5 дней. Зимой специально не топят печку, чтобы мясо животного не испортилось. Если это происходит летом, то мясо всё же варят и едят. В том случае, если зверь съел человека, а это определяется по клубку человеческих волос, сохранившихся в желудке, то тушу сжигают. Если же медведь задрал человека и не успел съесть, и его застрелили, то их хоронят вместе в одной могиле. Тушу медведя без гроба укладывают вниз, а сверху устанавливают гроб с человеком.
Почему же медведю воздаются такие почести? Дело в том, что он считается сыном верховного божества Торума (Торыма). По одной из легенд, бог решил наказать непослушного сына и послал его на землю в образе медведя - лесного царя, владыки животного мира - и пообещал, что люди будут воздавать ему почести. Коренные народы Севера до сих пор так и делают.
Семён сводил нас к священному месту, основанному еще его отцом Иваном Ефремовичем. Оно находится в 1,5 км от Ярсино. Когда основывается новое поселение, как правило, рядом выбирают место для жертвоприношений и обрядов и чтобы чужие люди не смогли его обнаружить.
Примерно 7 лет назад здесь должны были проложить профиль (просеку), но по его просьбе просеку проложили мимо священного места. Сейчас здесь можно увидеть куски старой полуистлевшей ткани на десятке деревьев, а внизу у корней деревьев лежат монеты и остатки соболиных шкурок.
На обратном пути Иван Оглоблин сводил нас на родовое кладбище. Кладбище из 5 захоронений расположено в полукилометре от деревни. Могилу копают глубиной 1 метр 20 см, сверху устанавливают сруб в 3-4 венца в виде домика. Крышу сруба покрывают бревнами диаметром примерно 20 см.
Устанавливают крест. Ханты хоронят обычно на следующий день или в день смерти, если жарко на улице. Гроб обшивают белым материалом с черным крестом. В него укладывают подушку, на дно подстилают шкуру лося или оленя, на тело надевают нырики и повседневную одежду, кладут котелок, нож, топор и т. д. Поминают мужчину на 5-й день, так как он главный в семье, а женщину на 4-й день. С этой целью разводят костер на могиле, готовят еду и едят, кипятят чай и пьют, частично выливая на могилу. Не поминают на 9-й и 40-й дни, не отмечают и годовщину, не делают венки.
При прощании с нами семья Ярсиных передала в дар музею большую куженьку.
День пятый. 4 июня
10.00. Взяли курс на Немское. Поднимаемся в капитанскую рубку посмотреть по карте маршрут экспедиции. Всегда очень интересно находиться рядом с капитаном. Анатолий Никонович много раз ходил по реке Демьянке, прекрасно знает жизнь ханты и может рассказать немало интересного о них. Его хорошо знают здесь и очень уважают. Кстати, Анатолий ханты по национальности.
Пройдя 50 километров, пристали на левом берегу у Немского. Название поселка дано по одному из первых его жителей. Немец с женой немкой проживал в поселке в конце 1920-х-начале 1930-х годов. Позже в поселке проживали потомки эвенков и пришлого населения (русские, чуваши). Ханты там не жили. Сейчас здесь проживает П.А. Лихачёва (Оглоблина) с семьей дочери. Она русская по национальности и вышла замуж за эвенка Григория Лихачёва.
Эвенки (тунгусы) пришли сюда в XX веке из Восточной Сибири. Женщина - штатный охотник с 18 лет, и охотится уже 45 лет. В 2005 году Полина добыла 13 медведей. А на вид она маленького роста, что даже не подумаешь, что она может быть такой смелой и отважной.
Полина добывает в год до 60-ти бобров. Очень хорошо покупается бобровая струя. Штатные охотники должны сдавать по плану определенное количество шкур в госпромхоз, и им разрешено продавать самим то, что добыли сверх плана.
В Немском всего 2 дома: Полины и ее дочери Екатерины Загайновой. Они отличаются от домов ханты планировкой и мебелью, наличием русской печи. В хозяйстве имеется скот: корова, бык, курицы и даже голубь, что является особой гордостью Екатерины. Есть хороший огород. Марина и Миша помогают матери и бабушке по хозяйству. Они закончили только 3 класса и бабушка забрала их из школы, считая, что так будет лучше для них. «Иначе, - как считает Полина Александровна, - внуки не приживутся ни в той жизни и ни в этой жизни. Тайга не станет для них родным домом». Время покажет, насколько мудрым окажется ее решение.
Екатерина Григорьевна рассказала нам о 4-х перекатах, которые должны встретиться нам на пути к Нефёдово. Самый большой из них - Шайтан (Чёртов) камень. Когда уровень воды в реке низкий, то порог может достигать 70-80 см высоты. Не дай бог, если заглохнет мотор, лодка может перевернуться. Ханты боятся ходить туда на лодке, а ее мать спускается по порогу. Дно у реки в этом месте каменистое и каменные породы проходят по дну речки Тальция примерно на 10-15 километров. К большому нашему сожалению, мы не смогли увидеть пороги, так как уровень воды на Демьяне был достаточно высокий.
Полина Лихачёва поведала участникам нашей экспедиции интересную историю, связанную с Казацким перекатом. В годы гражданской войны белогвардейцы, отступающие по реке, убили коммуниста Головина в д. Герасимовке и пошли вверх по течению. Лодка перевернулась на перекате и всё оружие утонуло. С тех пор перекат стали называть Казацкий. И совсем недавно на этом месте нашли казацкую саблю, которую отдали одному из тюмен-ских исследователей края.
16.00. Подошли к д. Нефёдово (640-й км). Название происходит от фамилии основателя С.Г. Нефёдова. Еще издали наше внимание привлек аккуратный забор с хозяйственными постройками на берегу, свидетельствующий о том, что здесь живет настоящий хозяин. Это владения Владимира Петровича Григорьева - замечательного человека, интересного собеседника, своеобразного философа, отца 7 детей. Он часто бывает у нас в музее и живо интересуется всем новым.
О такой усадьбе можно только мечтать. Всюду абсолютный порядок. Даже стайка для животных выглядит так, как будто в ней проживают люди. Выкрашенные наличники на небольшом окне, арка над входом в стайку, навоз складируется в специальный ларь. Рядом с домом баня, дом поменьше, где спят дети, и огород. Практически возле усадьбы расположен аэродром, куда частенько садятся вертолеты.
Володя, чуваш по национальности, а жена, Наталья Геннадьевна, прибалтийская немка, - православные и воспитывают детей исходя из того, чему учит религия. Старшая дочь Елена отлично училась в школе и сейчас сдавала экзамены за 11 класс, мечтая поступить в медицинскую академию. Забегая вперед, скажем, что ее мечта осуществилась. Родители учат детей жить не одним днем и думать не только о себе. Помню, Володя рассказывал мне о том, как с детьми ходили на лодке по Демьянке и собирали по берегам мусор: пластиковые пакеты, бутылки.
После бани, вкусно поужинав, мы внимательно, с большим интересом слушали его рассказы о поселках, о людях, живших когда-то в них, о роли авиации в их жизни, об истории создания предприятия «Кедровый». Переночевав у гостеприимного хозяина (жена в это время была в Увате), снабдившего нас еще молоком, яйцами и рыбой, мы отправились к конечному пункту назначения нашей экспедиции - Бабиково (Лянтино).
К другим новостям «Уватских известий»
Фото Зои НОВИКОВОЙ
(Окончание следует)