Медиакарта
20:45 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Такая горячая тема – снег

00:06 | 25 октября 2014

Прошла неделя с того дня, когда на город почти одномоментно выпала месячная норма осадков. Первая реакция дорожных служб была: «Таких осадков город не помнит давно!» Все, конечно, ждали непогоды, даже получили штормовое предупреждение накануне, но никто же не говорил, что сильный ветер принесет с собой и экстремальный снег.

Не совсем верно утверждение и о давности таких событий. Аналогичный снегопад был не далее как в этом году – в конце апреля. За три дня в Тюмени выпало 39 миллиметров осадков, что на 14 миллиметров больше месячной нормы. Тогда за три дня пришлось вывезти почти 5,5 тысячи кубометров снега.

В декабре прошлого года за две недели с улиц и дорог города вывезено более 33 тысяч кубометров снега. Тогда в администрации города было проведено совещание, посвященное уборке дорог, и внесены предложения по предотвращению снежных коллапсов. Наказ дан такой: «Подрядчикам тщательней планировать работу и быть всегда готовыми, даже если осадков выпадет выше нормы». Как в воду глядели. Только услышано ли это предупреждение?

Техническая составляющая

Казалось, накануне снегопадов было сделано все необходимое. Прошли даже учения, в которых управы и подрядные организации отрабатывали взаимодействие и показывали технику во всеоружии. Подсчитали, что в случае необходимости на улицы выйдут 600 единиц уборочной техники. Такой армии в Тюмени еще не было. В 2010-2013 годах на снегоуборку выходило максимально 250 единиц техники в день. Максимальное количество было задействовано в марте 2008 года, когда со стихией после очередного штормового предупреждения боролось почти 400 машин. Но после того как на баланс города передали технику, когда-то принадлежавшую «Аэродромдорстрою», наша техническая вооруженность выросла. По словам заместителя главы администрации города Максима Афанасьева, вчера ночью, например, улицы города убирали 460 единиц техники, в том числе 202 самосвала и 86 погрузчиков. Многие горожане и пешеходы, и автолюбители все эти дни задавались вопросом: «Где же была вся эта техника раньше? Почему снег в отвалах пролежал с понедельника до четверга?»

Как объяснил Максим Викторович, технология уборки такова, что первые сутки идет только сметание, сгребание снега, формирование валов. Снег надо было «прибить к обочине», так его легче захватывать погрузчикам. И чтобы были понятны объемы того, что предстояло вывезти на полигоны, стоит привести цифры.

За два дня только на улично-дорожную сеть города выпало более 300 тысяч кубометров снега, еще около 100 тысяч свалилось на тротуары. За первые сутки удалось вывезти 15 тысяч кубометров, а дальше пошло по нарастающей… Особенно это стало заметно к середине недели. Но не везде, а на магистральных улицах.

Кстати, по словам Максима Афанасьева, маршруты снегоуборки – откуда начинать и где заканчивать – утверждены еще… в 2005 году. Традиционно «плясать» начинают от гостевых улиц – с Ямской. Затем перемещаются в центр и на окраины. Насколько эта логика логична и до сих пор неизменна? Город за десять лет изменился до неузнаваемости. Может, в этих устаревших подходах и кроется разгадка всеобщей неудовлетворенности результатами борьбы со снегом в городе? Может, надо что-то менять?

Человеческий фактор

«Все усилия брошены на борьбу со снегом и гололедом» – так в эти дни отчитывались почти все ведомства. И каждое, без сомнения, считало, что сделало все возможное. Городской отдел ГИБДД, например, «зашивался» от всплеска ДТП. Большая часть которых, по словам начальника отдела, подполковника Александра Селюнина, произошли от того, что машины не были вовремя переобуты. Для автолюбителей снег тоже, видимо, выпал нежданно. Автолюбители – это особый персонаж в пьесе снегоуборка. Они тот самый джокер, который может поломать всю выстроенную линию игры. В Тюмени как не принято уступать место в автобусах, так и не принято освобождать карманы, обочины и стоянки для снегоуборочной техники. Главное, считают многие, поудобней устроиться самому. На наших глазах, например, у остановки «Горсад» какая-то девушка на машине успела проскочить и припарковаться в кармане прямо перед носом снегоуборочной техники. И таких «удачно устроившихся» на обочинах в эти дни было много. Как с этим можно бороться?

А почему бы, например, нарядам ДПС заблаговременно не блокировать парковку на определенном участке улицы? Хлопотно? Затратно? Непривычно? Зато, может, будет эффективно. Не заставишь же таких находчивых в качестве трудовой повинности потом лопату в руки брать и расчищать место, на котором стояла его машина. По совести именно так и надо было бы поступать. Нельзя ведь все в жизни законами урегулировать.

Нельзя обязать, например, автолюбителей в своем дворе помочь дворнику и прочистить хотя бы подход к своей машине. Нельзя настоятельно рекомендовать советам многоквартирных домов срочно собрать общее собрание и принять решение о сборе средств на уборку и вывоз снега из двора (на одном тарифе далеко не уедешь).

Но если есть желание, то все сделать можно. Как, например, Владимир Низовских, председатель совета дома N 5 по улице Ялуторовской, не стал дожидаться, пока управляющая компания дойдет до их двора, а сам обо всем договорился – с управляющей компаниями, с подрядчиками, чтобы они оперативно приехали во двор и все убрали. Кто еще последует его примеру? Кто еще вспомнит, что город – наш общий дом, а не гостиница с горничными, за постой в которой мы просто платим.

Автор: Инна Горбунова