Со своим железным конём – автомобилем - Николай Петрович Фомин не расстаётся и по сей день, несмотря на солидный возраст. Да и как иначе, ведь с техникой связана вся его жизнь, а водительский стаж более полувека. Уверяет, что не представляет себе жизни без возможности сесть за руль авто. Ещё в начале 60-х, получив водительское удостоверение, он остался верен профессии на долгие годы.
Живёт ветеран в д. Чумашкиной, здесь родился в довоенном 1936 году, рос и работал.
- Я же с детства на чём-нибудь да ездил, - со смехом рассказывает он. – После окончания четырёх классов школы отправился работать. Нас с сестрой воспитывала старенькая бабушка, и продолжать учёбу возможности не было. Вот и пошёл в колхоз. Должность мне дали ответственную, - шутит Николай Петрович, - возить воду к тракторам на быке. Эта бочка на телеге и стала моим первым транспортом. Наполняешь её на речке, везёшь на один край поля, затем снова за водой и на другой край, и так целый день.
Конечно, шутки шутками, но сейчас и представить трудно, где у мальчишек-водовозов брались силы наполнять эту бочку, ведь десятилитровое ведро с водой весило почти как они сами.
- Когда я подрос, то и транспорт сменил, - продолжает свой рассказ Н. Фомин, – стал я прицепщиком. Современная молодёжь такое, наверное, только в кино видела. Трактор идёт, а сзади на плуге человек рычагами глубину вспашки регулирует. И так я трудился несколько лет. В то время бригадиром нашей Чумашкинской тракторной бригады был пожилой уже фронтовик Пётр Анохриевич. Он-то и дал рекомендацию директору Шевыринской МТС Цветкову отправить меня учиться. А мне сказал: «В армию не взяли - пойдёшь науку осваивать». Вот так и попал я вместо Вооружённых Сил, сказалась травма ноги, в школу механизации в городе Ишиме.
Ох и тяжело пришлось! Жили впроголодь, по нескольку дней на одной капусте, но учились исправно. Зато и в родное село вернулись специалистами. Для начала года три проработал я на тракторах, а затем и за руль автомобиля сел. Первой моей машиной стал ГАЗ-51, затем я сменил его на ГАЗ-53. Так и крутил баранку, как говорят в народе, несколько десятилетий.
В командировках Николай Петрович объехал вдоль и поперёк не только родной и соседние районы, но и Казахстан, и Удмуртию. Трудился на разработке целины под Мангутом в 1979-1981 годах. За годы работы грудь водителя украсили награды: медаль «Ветеран труда», знаки: «Ударник пятилетки», «Победитель соцсоревнований» и другие, не счесть почётных грамот и благодарностей.
О том, как у Николая Фёдоровича появился первый личный автомобиль, воспоминания не меркнут и поныне.
- В 1976 году направили нашу бригаду на уборочную в Бердюжский район. Работали там почти четыре месяца. И я стал первым по вывозу зерна с полей. Вот за это мне вручили талон на покупку автомобиля «Москвич». Сколько же было радости, сколько ликования. Автомобиль! Свой! Новый! Сейчас, когда можно купить любое авто в течение нескольких часов, были бы деньги, эта радость может показаться странной, но в то время это было сродни чуть ли не чуду.
Но куда бы ни вели водителя и его авто дороги, он всегда и отовсюду возвращался домой, где его ждала семья: супруга Раиса Михайловна и трое сыновей: Юрий, Леонид, Владимир. Все трое пошли по стопам отца, выбрав для себя профессию водителя.
-
Мальцами, переделав домашние дела, прибегали ко мне в поле, - вспоминает Николай Петрович, - просили: «Папка, прокати!» Натрясутся в машине так, что потом ночью спят беспробудно. Стали постарше, выбирал чистое место, давал «порулить». Так, видно, и переняли от меня любовь к водительскому делу. Не отстают теперь от отцов и трое внуков.
-
Работа моя была не из лёгких, - вспоминает Н. Фомин, - но с детства я мечтал быть водителем, и потом ни разу не возникало у меня желание бросить своё дело, сменить его. Я и сейчас не могу без автомобиля, как будто чего не хватает, если долго не приходится водить машину, - делится Николай Петрович. – Вот только на дорогах нынче безобразия много. Раньше люди ответственнее относились к дороге, серьёзнее что ли. По себе сужу: за все годы меня ни разу не штрафовали за нарушения правил дорожного движения. А у меня и мысли не могло возникнуть сесть за руль, выпив рюмку. Машина и алкоголь - понятия несовместимые. Дома, с устатку, после работы и баньки изредка можно, а в дорогу нет! Я это и сыновьям своим крепко-накрепко наказывал и внукам сейчас твержу.
В последнее воскресенье октября водители отмечают свой профессиональный праздник. От всей души пожелаем Николаю Фёдоровичу и его коллегам исправных авто и ровных дорог.