Соблюдение скоростного режима и повышенная ответственность - главные правила шофёра Чаркова.
Водители школьных автобусов - все люди с солидным багажом из возраста и опыта. Только мужчинам, для которых песенная строка «крепче за баранку держись шофёр» сложилась за многие годы, проведённые в рейсах, в дорожную оду, доверено везти сельских ребятишек.
Николай Викторович Чарков (на снимке) - один из шофёрского братства, наделённого особыми полномочиями и ответственностью. Его жёлтый ПАЗик с крупной надписью «ДЕТИ» на борту выделяется и на федеральной магистрали, и на узкой дороге, пролегающей среди полей и лесов. Со всех окрестных деревень и деревенек он собирает девчонок и мальчишек, чтобы к первому звонку доставить в Малозоркальцевскую среднюю школу, а после уроков - по домам.
Его рабочий день начинается затемно. В семь часов утра школьный ПАЗик уже в Винокуровой и далее по выверенному маршруту: Дурынина, Медведчикова, Малозоркальцево, а потом Бабандина, Шестакова, Абрамова, Экстезерь и вновь Малозоркальцево. 48 ребят приезжают в школу на автобусе, зачастую и дошколята в комфортных условиях едут в местный детсад.
На мой вопрос, что же самое главное для водителя школьного автобуса, Николай Викторович ответил прямо:
- Ответственность, быть вовремя на остановках, ограничение по скорости - 60 километров в час.
У водителя есть график движения на маршруте с указанием времени и мест остановок, схема маршрута с указанием опасных участков, которые он должен неукоснительно соблюдать.
Водительский стаж Н.В. Чаркова уже перешагнул сорокалетний рубеж. Профессиональное крещение парень из Медведчиковой прошёл за рулём легендарного советского джипа ГАЗ-69. Благодаря мощной производственной «конюшне» ПМК-2, где он отработал девять лет, знает все слабые и сильные стороны отечественных большегрузов УРАЛа и МАЗа, тягачей. Потом уже были вахтовый автобус, пожарная машина, автобус КАвЗ - в народе «кавазик». Кстати, двое старших сыновей (а всего у Н.В. Чаркова их четверо) самостоятельные люди, на их профессиональный выбор повлияла работа отца – они с техникой на «ты», водители и механизаторы широкого профиля.
С этого года Николай Викторович стал персональным водителем для малозоркальцевских школяров. Бесспорно, что весь его предыдущий опыт помогает уверенно чувствовать себя на малых и больших, хороших и не очень дорогах. А качество дорожного полотна - совсем не праздный вопрос для водителя школьного автобуса. В минувший понедельник ПАЗик с учениками по неочищенным дорогам ехал, ещё хорошо, что только раз автомобиль буксовал, когда из Дурыниной выезжал на федеральную автомагистраль.
- Когда из Шестаковой забрал ребят, по радио услышал поздравление губернатора работникам дорожного хозяйства, - говорит Н.В. Чарков. - Зря он их поздравлял, дороги были занесены снегом. Я сам отгрейдировал дорогу у остановки и школы, чтобы можно было проехать и пройти.
Из-за бездорожья школьный автобус пока не приезжает в Экстезерь, и её единственный ученик гостюет у родственников на центральной усадьбе.
Николай Викторович наперечёт знает, сколько юных пассажиров со школьными ранцами за плечами садятся в автобус на каждой остановке. Один - в Абрамовой, двое - в Бабандиной и уже семеро - в Шестаковой. Для деревенских ребятишек, в отличие от их мам и пап, не говоря уже о бабушках и дедушках, дорога к знаниям - в буквальном смысле - стала комфортной.
Вера АНИКЕЕВА,
фото Тимура КАРЫМОВА