Медиакарта
4:30 | 15 апреля 2021
Портал СМИ Тюменской области

Островок знаний, культуры и творчества

Островок знаний, культуры и творчества
12:57 | 28 октября 2014

Десятую среднюю общеобразовательную школу областного центра, которой менее года назад исполнилось 35 лет, кто-то назвал «остров­ком знаний, культуры и творчества в одном из «спальных» районов Тюмени». Учебное заведение самое что ни на есть обычное, то есть традиционное, классическое, где дают крепкие знания, хорошее образование. Акцент делается на высокое качество преподавания в сочетании с современными требованиями, отмечает директор Анжела Аржиловская, выпускни­ца Тобольского пединститута им. Д.И. Менделеева, учитель истории высшей квалификационной катего­рии.

Семья – школа – социум

О сегодняшнем дне школы ее руководитель Анжела Аржиловская говорит так: «Главной целью нашего образовательного учреждения является создание условий для духовно-нравственного становления личности, способной адекватно оценивать себя, строить отношения с другими людьми, обществом, окружающим миром.

Достижение данной цели предполагает создание единого воспитательного пространства «семья – школа – социум», реализацию социально значимых воспитательных проектов, соединяющих урочную и внеурочную сферы деятельности, использование классными руководителями современных форм и методов воспитания школьников, внедрение современных интерактивных технологий.

Что касается качества знаний, то, например, в этом учебном году по результатам единого государственного экзамена наши выпускники показали высокие результаты. Средний балл по русскому языку – 72, информатике – 75, по географии, литературе, английскому языку, биологии, обществознанию – от 54 до 60. Четверо выпускников получили золотые медали (Луиза Газизова, Полина Варяева, Евгений Кувайцев, Виталий Клецин) и один – серебряную (Александр Липчинский). Кстати, за все годы мы выпустили 49 медалистов. Достижения очевидны, однако в нашем педагогическом коллективе считают, что миссия учителя заключается и в том, чтобы видеть в ученике не только объект для обучения и воспитания, а именно личность».

Спешите делать добро

В пространстве школы, как отмечает Анжела Валерьевна, выделено четыре стержневых направления: интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное – все, что помогает актуализировать общечеловеческие ценности, такие, как любовь, добро, истина, красота, патриотизм, труд, здоровье, создающие почву взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса. На протяжении трех лет на базе начальной школы осуществляется подготовка детей предшкольного возраста по субботней программе «Дошколёнок». Вместе с подготовительными занятиями по предметам проводятся развивающие игры, игровые уроки иностранного языка, уроки по культуре. Становится традиционным участие школьников, педагогов и родителей в городских проектах и акциях «Память сердца», «Тетрадка дружбы», «Год чтения», «Весенняя неделя добра», «Спешите делать добро», «Дни подарков просто так», «Красивый город», «Подари тепло братьям нашим меньшим», «Собери портфель первокласснику», «Стратегия жизни». На базе 4б класса (классный руководитель А.А. Коробанова) в прошлом году разработан интересный проект «Сказки школьного двора», направленный на благоустройство пришкольной территории. Благодаря совместно­му труду и творчеству школьни­ков, учителей, родителей появились цветники, а также сказочные персона­жи из мультфильма «Маша и Медведь»… Очень важно дать детям возможность творить, реа­лизовывать мечту.

По сути, вышеперечисленное и есть различные способы формирования коммуника­тивных навыков, развития творческих способностей, поиска одарен­ных детей, создания условий для самореализации каждого ре­бенка. Ибо сегодняшние реалии подводят к единственно правильному решению – учить детей быть самостоятельными, чтобы они верно определялись со своей будущей профессией, стали успешными в жизни. И тут важно социализировать юного гражданина, чтобы он по окончании школы хорошо вписался в современное общество. Такой подход себя оправдывает: среди выпускников школы № 10 известные в Тюмени твор­ческие люди, в частности, директор драм­театра Сергей Осинцев, корреспон­дент ТВ Элеонора Туйчина. А тот факт, что 45 выпускников выбрали профессию учителя, говорит о глу­боком уважении к педагогам, дав­шим им путевку в жизнь.

Анжела Аржиловская возглавляет школу с 2010 года. Она – руководитель спло­ченного педагогического коллектива, команды профессионалов, и ее задача в том, чтобы сохранить эту высокую планку, заданную когда-то бывшим директором (1987–2008 гг.) Альбиной Ильиничной Ефременко, вложившей много душевных сил в становление школы и воспитание детей нашего микрорайона. «Средний возраст наших учителей – 40 лет, у 86 процентов высшее образование, 65 процентов име­ют высшую и первую квалификационные категории, семь человек отмечены наградами «Почетный работник об­разования РФ» и «Отличник народ­ного просвещения». Некоторые по­святили этой школе всю жизнь, и в первую очередь это учителя, которые «стоя­ли у истоков». Руфина Гри­горьевна Маклакова (учитель мате­матики) и Светлана Николаевна Пятилетова (учитель русского языка и литературы) работают здесь с момента откры­тия. Чуть позже пришли в школу Людмила Владимировна Трифонова, учитель русского языка и литературы, и Людмила Георгиевна Ившина, учитель математики. Авторитет этих и других учителей необычай­но высок: первые выпускники уже приводят к нам своих де­тей и даже внуков!

Кредо учителя

Директор и историк по образованию, Анжела Аржиловская сформулировала свое учительское кредо:

«Кто не познал науку добра, тому всякая иная наука будет во вред – это мое твердое убеждение. Урок – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его ведет, и тех, кого он учит самостоятельно искать пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное. Чему же я должна научить тех, кто только делает свои первые шаги в познании окружающего мира? На уроках истории учу их справедливости, порядочности, чувству долга и любви к своей стране и своему городу, учу хранить добрые традиции своей школы. Стремлюсь воспитать личность, которая умеет самостоятельно искать пути самореализации.

Если ребенок чувствует себя в классе комфортно и защищённо, и всё происходящее на уроке вызывает у него положительные эмоции и интерес, то возрастает его желание проявить и обогатить свой жизненный опыт, занять открытую позицию в учебном взаимодействии. А значит, начинается творчество. Творческая деятельность складывается из совместной деятельности учителя и ученика. Когда деятельность служит общей цели, тогда обеспечивается успех, тогда развивается и формируется личность ученика. Творческую деятельность ученика можно сравнить с научной деятельностью ученого. Только ученый даёт миру новые, доселе не известные науке данные, а ученик как бы заново открывает их для себя.

Каким должен быть учитель? Конечно, чутким, внимательным, прекрасно осознающим степень предоставленной ему свободы и возложенной на него ответственности за результаты его педагогической деятельности.

Это моя жизнь. В ней удачи и промахи, победы и ошибки, но главное – поиски путей формирования в каждом из учеников Человека».

«Net-школе» – да! Плюс «Литературные гостиные»

Сегодня вполне естественно, когда в обычной средней школе №10 активно берут на вооружение новые методики, осваивают современную технику, ежегодно повышают оснащен­ность классов. В школе внедрена и актив­но используется система «Net-школа». оценки выставляются в электронный журнал, что дает возможность и родите­лям, и учителям контролировать успехи ребят. Замечено, что это положительно повлияло на от­ношение детей к учебе. «У нас есть прекрасно осна­щенный кабинет информатики, а не так давно заработал WI-FI, – гордится Анжела Валерьев­на. – Мы ратуем за компьютерную грамотность. Это даже не обсуждается. Но при этом хотим, чтобы ребенок держал в руках и книгу, а не только ноутбук, учился мыслить и чувствовать. У математиков даже существует незыблемое правило: «Приводить ум в порядок – учить считать в уме, а не на калькуляторе». Ежегодно проводим конкурс чтецов и «Не­делю книги». Победителям кон­курсов, викторин обязательно дарим инте­ресные издания, стараемся при­вивать любовь к чтению».

В этом учебном заведении сложился осо­бый тип отношений между учи­телями, детьми и родителями, проявляющийся в регулярно проводимых и очень полюбившихся «Литературных гости­ных», на которые приглашают родителей, жителей микрорайона. У их истоков стояла Л.В. Ходунова, учитель от Бога. И сейчас словесники проводят встречи-соприкосновения с творчеством поэтов: «Под музыку осеннего дождя», «Мой Пушкин», «Рояль Марии Волконской», «Красною кистью рябина зажглась». Дети читают стихи при свечах, разыгрывают сцен­ки из пьес. Слияние музыки и слова невозможно передать без особых эмоций, и потому с этих вечеров люди уходят одухотворенными. Такие встречи очень сближают поколения, прививают любовь к живому слову.

Живы традициями

Еще одна традиция школы – индивидуальное сопровождение детей, требующих особого внимания. К ним относятся дети из неблагополучных семей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Целью индивидуального сопровождения воспитанников является пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению в подростковой среде идей добра и красоты, духовного, нравственного и физического самосовершенствования, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Это и взаимодействие с семьями, с ребенком, проведение бесед, привлечение к общественной деятельности, к участию в различных мероприятиях.

И, конечно, невозможны были бы благие дела без соблюдения главной традиции – той, что приравнивает работу всего педагогического коллектива к миссионерству, то есть к пониманию высокого назначения профессии учителя. Потому кажется очень верной вычитанная недавно фраза: «Ребята и педагоги шко­лы № 10 привыкли работать рука об руку и не мыслят себя вне школьного союза. И учителя, и ученики, и ди­ректор здесь постоянно находят­ся в поиске, стремятся к самосо­вершенствованию, обновлению и обогащению багажа знаний».

Автор: Тодор ВОИНСКИЙ /снимки из архива школы/