Современную школу трудно представить без передовых технологий: компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски… Теперь ещё и планшеты: в этом учебном году вторая городская стала пилотной площадкой по внедрению нового образовательного проекта.
КТО – ЗА? КТО – ПРОТИВ?
Педагоги второй месяц претворяют «планшетное» обучение в жизнь. Однако споры о пользе гаджетов на уроке не утихают до сих пор. Бурная дискуссия и развернулась недавно в комитете образования на совете родительской общественности. Мамы и папы были категорически против появления на партах «планшетников», аргументируя это тем, что в жизни современных детей и так много электроники. Родители беспокоились о соблюдении санитарных норм при работе с гаджетами (неизвестно, как чтение с экранов планшетных компьютеров влияет на неокрепшее детское зрение) и о сохранности дорогостоящих устройств.
– Планшет не карандаш – в случае утери второй раз покупать его уже не будешь! – говорили они.
Заверить родителей в том, что школа взяла верный курс, попыталась председатель управляющего совета средней школы № 2 Елена Пайц. Прошлой весной она в составе делегации нашего округа ездила в лицей Йошкар-Олы, где уже не первый год школьники занимаются с планшетами.
– И детям нравится! – заверила Е. Пайц. – Вместе с учителями они делают презентации, решают контрольные тесты. Возможности планшета сегодня безграничны. Но педагоги используют его на уроке лишь 15 минут. Уверена, дома дети сидят за компьютером гораздо дольше. Удивлена вопросом о сохранности. А как же тогда дети ходят в школу с дорогими мобильными телефонами?
Елену Пайц поддержала председатель комитета образования Людмила Марченко. Она убеждена, что обучение с помощью планшетных компьютеров интересно здесь и сейчас! Гаджеты должны подвигнуть учеников на получение новых знаний. Электронные устройства уникальны: они могут быть одновременно и энциклопедией, и глобусом, и химической лабораторией, и студией для видео- и фотомонтажа, если хотите. Нужен только выход в Интернет.
СО СКОРОСТЬЮ МЕГАБИТА
Монтаж новой локальной сети во второй городской начали ещё нынешним летом. Сегодня необходимые кабели проведены во все кабинеты. Интернет есть, но пока его скорость оставляет желать лучшего. После технического оснащения серверной связисты подключат высокоскоростной Интернет. Он-то и обеспечит бесперебойный и одновременный выход во Всемирную сеть всех учеников школы.
Установка Apple-TV, сверхсовременного оборудования, позволит передавать изображение с любого планшетного компьютера сразу на интерактивную доску за секунды. Тогда образом, необходимость в иных информационных носителях (к примеру, флеш-карте) отпадёт. Но всё это в ближайшем будущем, а сейчас заглянем на урок истории к заместителю директора школы Фёдору Тихонову.
ПЛАНШЕТУ – МЕСТО
Восьмиклассники закрепляют пройденный материал. Сегодня Фёдор Александрович познакомил их с периодами становления Великобритании. Как подопечные усвоили новую тему, педагог может проверить за считанные минуты. В конце урока учебники уступают место планшетам. Подключившись к Интернету, а затем и к гаджету учителя, ребята получают тесты по изученной теме. Списать у соседа по парте нельзя, ведь для каждого ученика индивидуальные вопросы. Буквально минут через десять результаты теста уже у историка на экране планшетника. Быстро? Да. Удобно? Бесспорно.
– А сколько бы времени у меня заняла проверка ответов, написанных на листочках? – вопрос Фёдора Александровича звучит риторически.
В конце урока учитель даёт домашнее задание: подготовить сообщение либо презентацию о Великобритании и прислать свои работы на электронный адрес педагога. Было ли такое возможно ещё год или два назад?
Восьмиклассники шумно покидают класс. Спрашиваю их о новой форме обучения.
– Это, по крайней мере, познавательно, – отвечает Кирилл Хажеев. – Жаль, что используем гаджет не на всех уроках. Работаем в планшетах на математике, литературе. Вот бы ещё от учебников избавиться и загрузить их электронные версии в планшет!
УЧИТЬСЯ ГОТОВЫ!
Фёдор Тихонов не скрывает, что внедрение «планшетного» проекта идёт не так быстро, как хотелось бы. Администрация школы благодарна тем родителям, которые приобрели необходимые гаджеты. Сейчас из полутора тысяч учеников планшеты на платформах различных операционных систем есть у 600. Понятно, что не все мамы и папы могут купить детям дорогое устройство, поэтому скоро в школе появится мобильный планшетный класс – образовательное учреждение планирует приобрести порядка сотни гаджетов. Но ребята будут пользоваться ими только на уроках.
С теми учениками, которые категорически не приемлют современную форму обучения, учителя готовы работать, как и прежде, по учебнику.
Кстати, и среди педагогов были противники введения нового проекта. Во-первых, учителя опасались, что электронные устройства будут отвлекать детей от плодотворной работы на уроке. Во-вторых, не были уверены, что смогут и в полной мере овладеть современной техникой.
– Ситуация и впрямь сложилась парадоксальная: цифровых аборигенов (то есть современных детей, которые, можно сказать, родились с компьютерной мышкой в руке) сегодня учат цифровые эмигранты – педагоги, которые порой не могут самостоятельно завести электронный ящик! – говорит Фёдор Тихонов. – Но соответствовать сегодняшним школьникам всё же нужно, поэтому мы готовы не только учить, но и учиться. Так, летом все преподаватели школы прошли специализированные курсы, где им рассказали и показали, как нужно работать с мобильными приложениями. О результатах же «планшетного» обучения пока говорить рано. Пока мы делаем в этом направлении первые шаги.
Ольга МЯСНИКОВА
Фото автора