Около двадцати владельцев подворий, занимающихся пчеловодством, насчитывается в райцентре. На частных пасеках сосредоточено 300 пчелосемей. Медовые старательницы являются главной живностью в подсобном хозяйстве А.В.Яшкина. В 2001 году сделал ставку на них Александр Владимирович. Тем, кто занимается данным видом деятельности на любительском уровне, достаточно иметь от трёх до пяти пчелосемей. У профи же на пасеке их насчитывается пятьдесят. А это уже настоящая частная медовая «индустрия», дающая приличные объёмы целебного «золота». Вывести производство на такой уровень помог кредитный кооператив «Капитал». Заёмные средства послужили хорошим подспорьем для реализации намеченных планов.
– Случайно выставил в огороде пустой улей, в нём поселился рой. Это как предсказание мне было – надо заниматься пчёлами. Прежде чем дом возвести, сначала на приусадебном участке омшаник оборудовал, а потом уже жильё стал строить, – рассказывает Александр Владимирович.
Пчеловодство не только труд до пота, но и любимое увлечение.
– Кто начал заниматься этим делом, хотя бы год-два продержал пчёл, уже не отступит, – делится своими наблюдениями пчеловод. – Очень заразительный это вид деятельности! Зимой месяц проходит, душа требует работы. Спущусь в омшаник, потрогаю, проверю всё, а потом ремонтом ульев, рамок займусь.
Пчелиные «дома» на пасеке у Александра Владимировича 16-рамочные. «Белорусский лежак» – так называют эти ульи пчеловоды. Они не сильно тяжёлые, более удобные в перевозках. Основной медо-сбор в нашей местности начинается с 25 июня. Длится месяц. Лучший мёд получается из полевого разнотравья. В поисках сырьевой базы для сбора взятка труженицами приходится прибегать к луговым кочёвкам. Чтобы расчёты на медовый урожай обрели основание, Александр Владимирович вывозил свои ульи в Абатский район, под Ишим – на залив, в Исилькуль. В этом году пчелиные «кельи» оказались в урочище Васильевка, находящемся в 52 километрах от Сладкова. Для мохнатых тружениц местечко что надо. Рядом 450 гектаров посевов донника.
– Двадцатого июня доставили сюда с коллегами ульи. Как зарядили дожди, дорога непроезжей стала.
Добраться трудно, пчёлы поизроились. Итог ничего хорошего не сулил. Когда начали мёд качать, удивлению конца не было. Пчёлы-то, оказывается, ударно потрудились. Сырьевая база обеспечила богатый взяток, – рассказывает о медовом урожае текущего года мой собеседник.
Работы на пасеке море. Очень важно не проморгать роевое настроение пчёл. Непросто сделать от сильной семьи отводок. Да и мёд качать весьма трудоёмко. Пчеловоду без помощников тут не обойтись.
– Пчелу и лечить нужно. Все её болезни не перечислить, так их много. Натура у труженицы тонкая. Она, как грудной ребёнок, заботы требует. Чуть где проследил, всё – гибнет. Пчёлы до сих пор до конца не изучены. Это целая наука! – восторженно отзывается о подопечных пчеловод.
Александр Владимирович сначала с карпатками работал, потом с северокавказской породой пчёл. А сейчас со среднерусской предпочитает дело иметь.
– Представительницы её самые крупные на земном шаре и самые злобливые. У карпатки нрав мягче. К миролюбивым северокавказские пчёлы относятся. Они почти не кусаются, жало не развито, но роятся слабо. Данный показатель у них трём процентам равен. Из ста семей только три роятся. Хороши в этом отношении среднерусские пчёлы. Они часто и много роятся. И работают хорошо. Но у них своя особенность есть, – смеётся мой собеседник. – Карпатка, только солнышко взошло, уже полетела за взятком. А среднерусская пчела, подобно медведю, пока-а-а раскачается.
На своей пасеке А.В.Яшкин является и министром, и профессором, и мастером золотые руки. Плод трудов его сладок и очень полезен. Мёд ведь не только уникальным лакомством является, но и лекарством. Спрос на него всегда есть.