Медиакарта
23:00 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Забытые сражения: Гражданская война в Армизонском районе

Продолжение. Начало в №№73-74, 83-84

Попытки белого командования в этих условиях, перед от-ступлением, провести мобилизацию молодежи, запасных и ратников в Курганском и Ишимском уездах, приводят лишь к массовому уклонению и дезертирству призывников. Попавшие же в части, необученные местные мобилизованные, думали только об уходе домой. Таким образом, мобилизация, которая должна была усилить белые части осенью 1919 года, лишь серьезно ухудшила состояние армии, увеличив ее ряды сомнительным с морально-боевой точки зрения элементом.

Войска красных продвигались в Сибирь широким фронтом. Целых три армии, словно гигантские волны, выплеснулись из горных проходов Урала на Западно-Сибирскую равнину. От Екатеринбурга на Тобольск, Тюмень и Ялуторовск, наступали войска 3-ей Красной Армии. На папахах и фуражках бойцов ярко светила эмблема новой власти - введенная с апреля 1918 года, пятиконечная красная звезда. В центре ее помещались перекрещенные плуг и молот. К середине 1919 года боевой дух красных частей был необычайно высок.

По северной части Курганской и южной части Тюменской областей на восток наступала красная 30-ая стрелковая дивизия. Это была одна из старейших дивизий Красной Армии. Ее колыбелью стали рабочие районы Южного Урала. Именно там сформировались Троицкий, Богоявленский, Архангельский, Уральский и Верхнеуральский отряды, положившие начало созданию знаменитой Уральской партизанской армии. Под руководством легендарного Блюхера, ведя тяжелые бои, они прорвались из глубокого белого тыла в районе Троицка и Верхнеуральска на соединение с частями Красной Армии под Кунгуром. Здесь Уральская партизанская армия была в октябре 1918 года переформирована в 4-ую Уральскую дивизию. 1 ноября 1918 года ее объединили с 3-ей Уральской дивизией. Командовал дивизией 32-летний начдив Евгений Николаевич Сергеев. Кадровый военный, уроженец Херсонской губернии из семьи художника, он окончил Академию Генерального Штаба и дослужился до звания подполковника. В Красной Армии был начальником штаба 2-й пехотной дивизии, Особой бригады, 30-й стрелковой дивизии. За политическую работу в дивизии отвечал 22-летний комиссар Валентин Михайлович Мулин. Большевик с 1906 года, старый политкаторжанин, он руководил политотделам и был комиссаром сначала в 29-й (19.08.18 г. - 12.07.19 г.), а с 27 июля – в 30-й дивизии.

Работой штаба руководил бывший штабс-капитан, выпускник Академии Генерального Штаба Степан Николаевич Богомягков. Штаб дивизии, был сформирован в сентябре 1918 года в г. Кунгуре из штабов прорвавшихся туда партизанских отрядов. К этому времени 30-я дивизия состояла из трех стрелковых бригад. В полках было много старых бойцов, добровольно пошедших в ряды армии. Это были ветераны, уже почти два года не выпускавшие из рук винтовки, прошедшие с боями вдоль и поперёк весь Уральский хребет. И хотя их легендарный начдив, знаменитый Блюхер, был в это время переброшен командовать другой дивизией, в бывших партизанских полках свято хранились его традиции.

Всего по данным штаба 3-й армии, к 19 августа 1919 года в составе 30-й дивизии было 33478 человек, в том числе - 13334 штыков, 2130 сабель, 269 пулеметов, 27 орудий и 22 бомбомета. Это было одно из самых крупных воинских соединений Красной Армии, наступавших по Зауралью.

На территории современного Армизонского района, боевые действия вели в основном части 2-й и 3-й красных бригад 30-й дивизии.

2-й бригадой командовал 22-летний комбриг Николай Дмитриевич Томин. Оренбургский казак, уроженец пос. Казак-Кочердык Целинного района Курганской области, он дослужился до младшего урядника на фронтах Первой мировой войны, а после Февральской революции 1917 года избирался членом полкового, дивизионного и армейского комитетов, был комиссаром и уполномоченным по формированию кавалеристских частей при Троицком совете, командовал Троицким отрядом во время похода партизан Уральской армии Блюхера, отдельным кавалерийским отрядом. За политическую работу в полках отвечал комиссар И.И. Залогин, работой штаба руководил Виктор Сергеевич Русяев. К 19 августа 1919 года, бригада насчитывала в своем составе 6724 человека, в том числе - 3730 штыков, 342 сабли, 70 пулеметов и 7 бомбометов. Входивший в ее состав 265-й Уральский полк, был создан из 600 солдат-добровольцев бывшего 17-го Сибирского пехотного полка, сформированного из забайкальцев. Еще в 1917 году на фронте под Ригой за отказ идти в наступление в полку было расстреляно 16 солдат, после чего весь личный состав перешел на сторону большевиков. В декабре 1917-го года полк прибыл из-под Риги в Челябинск, став первой регулярной частью Красной Армии на Урале. К солдатам-фронтовикам присоединились Троицкая, Железнодорожная и Кустанайские городские дружины, Николаевская и Демаринская сельские дружины, а также интернациональный венгерский батальон, сформированный из рабочих Будапешта и других промышленных центров Венгрии, 70-80 берлинских рабочих и несколько десятков румын. На Белорецком заводе в полк также влились Баймакский (400 штыков) и Стерлитамакский отряды, сформированные в основном из башкир. Позднее, в октябре 1918 и январе 1919 годов, полк пополнили остатки перешедшего к белым 1-го Пермского стрелкового полка (159 человек), Уральский стрелковый полк из состава 3-й Уральской дивизии, а также батальон «Красных коммунаров» из г. Глазова. Командовал полком бывший штаб-капитан Василий Иванович Виноградов, комиссаром был Александр Павлович Кононов. К 23 августа 1919 года в его составе насчитывалось 94 командира, 2048 солдат, в том числе - 1486 штыков, 17 пулеметов и 3 бомбомета.

Другой полк бригады - 266-й имени Малышева - был сформирован на Верх-Исетском заводе в городе Екатеринбурге из отряда исетских рабочих (100 человек), двух рот Екатеринбургского коммунистического батальона (380 человек), а также 1-го Пермского железнодорожного батальона и Кунгурской партийной дружины, составивших 2-й батальон. В декабре 1918 года, после больших потерь, понесенных в боях, остатки полка были отведены в город Глазов, где в него были влиты три маршевых роты (229 человек) из находившегося в Саратове 5-го запасного батальона 11-й дивизии, две маршевых роты (181 человек) из Петроградского маршевого батальона, две маршевых роты (147 человек) из 4-го Петроградского запасного батальона, 29 человек из 1-го Советского революционного полка, 2-я рота (41 человек) из 3-го запасного батальона Василеостровского района г. Петрограда, 40 пулеметчиков из Пермской школы, Пермский революционный батальон (382 человека), рота «Беспощадного» батальона Поволжского уезда (122 человека), рота 1-го Социалистического полка, 2-я рота 8-го запасного батальона, рота 6-го железнодорожного батальона, две роты 5-го Петроградского запасного полка, 200 мобилизованных крестьян Тверской губернии, а так же две роты коммунистов и добровольцев из Вологодской губернии, считавшихся наряду с саратовцами, лучшими бойцами в полку. В марте и мае 1919 года в полк дополнительно влились еще 8 маршевых рот из запасных частей. Командовал им Лопатников, комиссаром был бывший матрос Черноморского флота Т.М. Бондарь. К 23 августа 1919 года в составе полка насчитывалось 79 командиров, 1866 солдат, в том числе - 1286 штыков, 21 пулемет и 2 бомбомета. Гордостью бойцов было Красное Знамя, полученное от Областного Уральского комитета ВКП(б).

Ну, и наконец третий полк томинской бригады - 267-й Горный полк, был сформирован на Каслинском заводе из 800 рабочих Каслинского, Кыштымского, Уфалейского, Северского и Сысертского заводов, городов Кушва и Тура. Позднее, на Нижнетагильском заводе, полк был объединен с 3-м Горным полком, составив вместе два батальона в 1200 человек. В октябре 1918 года в Перми, в него влились 1-й батальон 3-го Псковского полка с Западного фронта, финская рота (230 бойцов-финнов), Нерехто-Галицийский добровольческий отряд (250 человек) и 2-й Пермский батальон особого назначения (1000 человек). В первой половине 1919 года, полк пополнили влитые в него 4-й Василеостровский полк, пермские мобилизованные (200 человек), 63-й Осташковский полк (350 человек) из тверских мобилизованных и 1-й батальон Уржумского полка (370 человек). Командовал им бывший штабс-капитан Дмитрий Николаевич Рукавишников, комиссаром был Кожевников. К 23 августа 1919 года в трех батальонах насчитывалось 66 командиров, 2190 солдат, в том числе 1477 штыков, 23 пулемета и 4 бомбомета. При бригаде действовал 1-й легкий артиллерийский дивизион, которым командовал командир бывшей противоаэропланной батареи крепости Кронштадт Аркадий Кузьмич Сивков, а комиссаром был Мутин. Дивизион насчитывал 12 трехдюймовых (76-мм) орудий, 38 командиров и 847 солдат-артиллеристов. Это были одни из лучших артиллерийских батарей в дивизии. Так, 1-я Кронштадская батарея (командир Липин) была сформирована в сентябре 1918 года в городе Ораниенбаум из артиллерийских частей морской крепости Кронштадт. Кадр ее составили 42 матроса-артиллериста из 2-го Кронштадского артиллерийского дивизиона, 81 человек из Смольного Коммунистического батальона и 44 человека из военкомата 1-го района г. Петрограда. 2-я Красноуфимская батарея (командир Вандер) была сформирована в августе 1918 года на Суксунском заводе, первоначально как 1-я Красноу-фимская батарея, из 36 солдат-артиллеристов 1-го Красноуфимского полка и добровольцев ближайших местностей у Артинского завода. 3-я Красноуфимская батарея (командир Каспарсон), была сформирована осенью 1918 года на фронте около г. Кунгура, путем сведения вместе 1-й батареи 3-го артиллерийского дивизиона, сформированной в г.Перми в артиллерийских казармах в июле 1918 года (2 орудия, 50 человек) и 2-й Красноуфимской батареи, сформированной в ноябре 1918 года на Суксунском заводе из 2 орудий, 12 рабочих-суксунцев и 39 бойцов из 2-го Красноуфимского полка. Также бригаде Томина был придан 4-й Петроградский кавалерийский дивизион под командованием Михаила Григорьевича Левина, образованный при расформировании Сводного Петроградско-Уфимского кавполка.

Продолжение следует...

Автор: О.А. Винокуров, историк - краевед