30 октября – День памяти жертв политических репрессий
Годы послереволюционных гонений ХХ века явили сонм новомучеников, пострадавших за веру. Одним из них можно назвать Евстратия Топоркова.
Евстратий Петрович родился в 1864 году в селе Емуртла Упоровского района Омской области (в настоящее время Тюменская) в семье крестьян-старообрядцев. Пришло время, и он женился на девице Фекле. В 1905 году рукоположен старообрядческим епископом Пермским и Тобольским Антонием (Паромовым) на приход села Емуртла. Данные о детях не сохранились.
В 1930 году Топорковых раскулачили, а самого отца Евстратия лишили права голоса, кроме того, ему грозила высылка. Семья священника вынужденно бежала в Мосальский сельсовет. Здесь отец Евстратий продолжил служение в старообрядческой церкви, но ему пришлось скрываться в других деревнях. В 1936 году Топорковы вернулись в Емуртлу, приобрели небольшой домик, обзавелись хозяйством: купили корову и лошадь.
Арест пастыря
В начале сентября 1937 года в дом старообрядческого иерея пришел участковый инспектор с ордером на обыск и арест. К удивлению домочадцев,
в доме кроме писем и церковной литературы обнаружили (вероятно, подброшенные накануне): «трехлинейного боевого патрона пять штук. Боевой патрон за один штука». Весьма странно: зачем человеку патроны при отсутствии оружия? Тщательно спланированный подлог послужил причиной ареста священника.
В управлении НКВД еще за день до ареста лежала клеветническая характеристика на Евстратия Топоркова. В ней говорилось, что он «по соцпроисхождению кулак и старообрядческий поп. По соцположению единоличник. До и после революции имел сельхозмашины, жатку, молотилку, косилку и свою старообрядческую церковь». Характеристика констатировала, что Топорков якобы все время шел и идет против советской власти, в период бандитизма открыто выступал и говорил населению, что «скоро перебьют всех коммунистов и красную сволочь, и тогда мы будем свободными и т.д. Гражданин Топорков Е. П. и в последующее время является опасным среди колхозников деревни».
Примечательно, что в листах дела № 5202 протокола допроса затерта фамилия помощника оперуполномоченного Упоровского района РО НКВД – затертость говорит о том, что до сих пор люди пытаются скрыть имена тех, кто допрашивал и приговаривал к расстрелу невинных людей.
Обвинение и приговор
В конце октября того же года обвинительное заключение вынесли не только Топоркову, но и другим жителям села, среди них были священники новообрядческой церкви и два диакона. Их обвиняли в том, что они якобы «поставили перед собой задачу создать к моменту нападения на СССР капиталистических государств в Упоровском районе контрреволюционную повстанческую организацию из кулачества – контрреволюционно настроенных людей». И для подбора кадров в повстанческую организацию они будто начали вести активную работу по расширению религиозных общин, укреплению и активизации церковных советов. 29 октября 1937 года дело по обвинению Евстратия Петровича слушала тройка УНКВД Омской области. Его обвиняли в том, что он «являлся активным членом контрреволюционной церковно-кулацкой повстанческой группировки. Виновным себя признал полностью. Постановили: Топоркова Евстратия Петровича расстрелять».
Учитывая наличие признательных показаний, можно предположить, каким образом они были получены органами НКВД. Например, признал себя виновным в поджоге мастерской, которого никогда не было, старообрядческий протоиерей отец Зотик Любимов, расстрелянный 10 сентября 1937 года. Признательные показания выбивались из арестованных с помощью давления, угроз, избиений. Более того, НКВД боролся с «врагами народа» и по одному делу уничтожал сразу несколько человек.
2 ноября 1937 года приговор отцу Евстратию привели в исполнение. Его расстреляли вместе с проходящими по этому же делу пятью представителями новообрядческого духовенства. Вот их имена: Иван Ефимович Поползухин, Александр Николаевич Пономарев, Петр Валентинович Серебренников, Иван Леотьевич Савушкин, Тимофей Митрофанович Зайцев.
В мае 1989 года Евстратий Петрович Топорков был реабилитирован. Вечная память!
Марина Волоскова, г. Ржев