Медиакарта
18:00 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Такой на планете завод

Такой на планете завод
11:48 | 31 октября 2014
Источник:

Каждый населенный пункт мира знаменит достопримечательностью. В Праге, например, есть Клам-Галласовский дворец. В Вене – ярмарочная площадь Пратер, в Венеции – собор Святого Марка. В Екатеринбурге любой поведет вас к памятнику основателям города Василию Татищеву и Вильяму де Геннингу. В соседнем Кургане народ любуется Царевым Городищем, сотворенным, кстати, тюменским крестьянином Тимофеем Невежиным.

Конкретно в самой Тюмени создан завод «Тюменьстальмост» имени Тюменского комсомола. Такого на Земле больше нет. Предприятие самое современное. А вот имя ему дали, заметит скептик, довольно архаичное. Заводу исполняется ровно 5 лет – не круглая дата, но ведь пятилетка – тоже принятый прошедшими эпохами отрезок, так что вполне можно задавать вопросы о пройденном пути генеральному директору предприятия Станиславу Кушнаренко. Сначала, понятно, нас заинтересовала топонимика.

– Поверье такое: как корабль назовешь, так он и поплывет в бурном море. Завод тоже сродни кораблю. а времена на дворе стояли довольно бурные – ещё не стихли волны только что прошедшего мирового финансового кризиса. Помните же, и Россию потрепало, не удалось отстояться, как обещали, в тихой гавани. Завод как бы и стал спасательным кругом тонущей экономике. Завод есть, а имени нет. Вот Юрий Васильевич Неёлов, бывший ямальский губернатор, а ныне председатель Комитета экономики Совета Федерации, и предложил имя Тюменского комсомола.

И мы согласились. Мы – это вице-губернатор Сергей Сарычев, учредитель Александр Забарский и я. Владимира Якушева на тот момент здесь не было, позже он спросил, мол, как завод назвали. Доложили. «И правильно сделали», – оценил губернатор.

В конце лета в Тюмени заложили камень на месте будущего монумента «Молодым покорителям земли Тюменской». На привокзальной площади, аккурат на фоне штандарта завода. И тогда губернатор произнес: «Комсомольцы принимали самое активное участие в развитии Тюменской области, создании мощного топливно-энергетического комплекса Западной Сибири. Именно отсюда тысячи добровольцев, участников комсомольских ударных отрядов уезжали на освоение Крайнего Севера. А нашим преемникам, которые подхватили эстафету по освоению Западной Сибири, сегодня есть что продолжать. Это и строительство Северного широтного хода, освоение Северного морского пути и Арктики.

Не только нашим преемникам, мысленно поправляет автор докладчика. И у ветеранов есть ещё порох в пороховницах. Вот сказали насчет Северного широтного хода. На мегапроекте комбинированный мост через реку Надым в стадии готовности, все металлические конструкции поставил завод «Тюменьстальмост» имени Тюменского комсомола, а монтаж ведет «Мостострой-12» с родного же холдинга. Дай Бог, доверят холдингу строительство моста через Большую Обь, главный объект на Северном широтном ходе. Коллектив, считаю, заслужил. Много чего сделал, многого добился. Об этом расскажем по ходу действия.

Нас, журналистов, привез на завод председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов. Привез, потому что видел в предприятии задел будущего роста экономики региона. Прессу поводили по цехам и участкам. Лично я был ошарашен: подобного высокотехнологичного предприятия не видел никогда: здесь самое лучшее в мире оборудование по производству мостовых конструкций.

Ещё более удивился, когда узнал, что на строительство завода, оснащение станками, машинами, тепловозами из бюджета области не ушло ни копейки. Всё за счет частного капитала. Смотрите, как здорово получилось: во-первых, полторы тысячи рабочих мест для земляков; во-вторых, производство металлоконструкций ближе к фронту работ, значит, уменьшение транспортных расходов; в-третьих, налоги остаются на месте; в-четвертых, путепроводы в регионе строятся один за другим. Короче, Тюменской области выгодно со всех сторон.

На заводе «Тюменьстальмост» «трудится» лучшее, что имеется в Европе, оборудование. На станках читаю марки: Messer, CRM, Ficer, DRM… Понятно, за ними стоят люди. Генеральный директор завода С. Кушнаренко, помнится, рассказывал: была большая, первая по значимости, проблема с инженерно-техническими кадрами. Её удалось решить довольно оперативно. Давайте перейдем на личности. С уже знакомого читателю Ильи Владимировича Ермакова и начнем.

– Окончил Курганский государственный технический университет, – делится Илья, – затем поступил на завод «Курганстальмост». Сюда пригласили на должность заместителя начальника сборочно-сварочного цеха. Потом назначили начальником заготовительного. Короче, три года здесь. За это время выпуск продукции увеличился в три раза. Когда позвали в Тюмень, то отказаться не мог. Аккуратный, развивающийся, приятный город.

Ладно, воспримем сказанное как лирическое отступление и вернемся на производство. Диплом инженера получили в Курганской ГТУ начальник нового цеха крупногабаритных мостовых конструкций Сергей Валерьевич Егий и заместитель исполнительного директора Олег Валерьевич Двойных. Ему я, кстати, обязан за большую помощь при подготовке материала. Между прочим, инженеров-курганцев здесь много. «Тюменьстальмост» снимает шляпу перед замечательным вузом Зауралья.

Как водится, не остаются в стороне и два местных университета: ТюмГУ и нефтегазовый. Андрей Юрьевич Нохрин, начальник сборочно-сварочных цехов №1 и №2, выпускник ТГНГУ. Лицо знакомое. Ах да, он слегка улыбается с портрета на Доске почета.

Народ интересуется, а почему Александр Абрамович Забарский учредил именно завод «Тюменьстальмост»? А что он должен был создать: банно-прачечный трест, молочный комбинат? Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Имеем в виду то обстоятельство, что Забарский окончил знаменитый СибАДИ, факультет «Мосты и транспортные тоннели». Начинал мастером в «Мостоотряде-15», совершенствовался в других отрядах, даже работал в «Мостоотряде-36», который ныне в авангарде «Мостостроя-11» – тоже холдинг, составляет конкуренцию. А какие в России проблемы, знает каждый. Ну, дураки не по нашей части, а вот дорог и мостов холдинг «Мостострой-12» построил немало. Начинали в Арктике, вся территория ЯНАО относится к этой зоне.

– Риск был? – спрашиваю генерального директора.

– Ещё какой… Даже светили нам два варианта: или продавать завод, или законсервировать, распустив весь работающий народ.

– И как вышли из положения?

– Нашли крупного заказчика в лице Газпрома. Он строил Новоуренгойский газохимический комплекс.

Однако остановимся на потребителе металлоконструкций несколько подробнее. ООО «Стройнефтегаз Альянс» возводит Новоуренгойский газохимический комплекс.

Проектная мощность НГХК – до 400 тыс. тонн полиэтилена низкой плотности (ПЭНП) в год с возможностью увеличения до 1,2 млн тонн, до 400 тыс. тонн широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) и до 1,48 млрд куб. м метановой фракции ежегодно. Технология производства этилена разработана компанией Linde AG (Германия). Технологическую линию производства ПЭНП разработала компания «Satzgitter AG» (Германия). Производство полиэтилена высокого давления обеспечивается лицензией компании «BASF» (в настоящее время – лицензиар «Basell Polyolefine GmbH»). В связи с увеличением мощности производства полиэтилена до 400 тыс. тонн в год компания «Tecnimont SpA» выполнила работы по предпроектному и расширенному базовому проектированию.

Завершен первый этап проекта – строительство первоочередных объектов, которые необходимы для обеспечения строительной площадки энергоносителями, транспортом, инфраструктурой для приема грузов и выполнения работ по ревизии оборудования технологических установок.

– Вот этому генподрядчику и поставили 9000 тонн металлоконструкций – тогда, в 2010-м, весь объем производства завода составлял 11707 тонн, – комментирует Станислав Григорьевич.

– А как он на вас вышел, этот «СНГ-Альянс»?

– Это мы на него вышли.

Понятное дело, Кушнаренко знал обстановку в регионе, как собственный карман, ведь до той поры занимал пост вице-губернатора Ямала – столько жилья построено под его руководством, сколько газифицировано! Естественно, учредитель ненавязчиво предложил Станиславу Григорьевичу возглавить завод «Тюменьстальмост». Это в момент, когда в ЯНАО пришел новый губернатор (как водится, со своей командой). И Кушнаренко согласился, хотя предлагались довольно теплые местечки в Москве – ясно же, Юрий Васильевич Неёлов, сенатор, не оставил бы своего соратника на перепутье.

Короче, дела на заводе пошли, потому что пошли заказчики. Мы вместе с начальником цеха отправки готовой продукции Андреем Тягуновым стоим перед картой СНГ, испещренной авто- и стальными магистралями.

– В Архангельск мостовые конструкции доставляем машинами, – водит пальцем Андрей Валентинович, – далее Северным морским путем в Якутию, тем же курсом – на Дудинку. В Ашхабад тоже морем, через каспийский порт Оля. На днях 4000 тонн пролетов отправим в Астану – тут не так далеко, так что грузовики вполне справятся. Вот точка: Гумрак под Волгоградом – тоже авто. Далее Надым, Тарко-Сале… А ещё проекты в Москве и Московской области, в Новосибирске и Новосибирской области. В Красноярском крае… В областном центре на путепровод (перекресток улиц Мельникайте и Широтной) осталось подвезти всего лишь 6 пролетов. А вот что касается путепровода через Транссибирскую магистраль в створе улицы Монтажников, тут ещё ой как придется поработать…

Этот разговор состоялся в прошлом году: транспортная развязка по Мельникайте давно в строю, да и по путепроводу через Транссиб со дня на день откроют прямой ход. А ещё перестановка кадров в «Тюменьстальмосте» произошла: обязанности начальника цеха отгрузки теперь исполняет не Андрей Валентинович, а его сын Максим, работавший прежде мастером. Правда, за ответственной точкой приглядывает сам Тягунов-старший, за которым еще и цех покраски, где он начальником. Мой старый добрый знакомый, бывший начальник цеха покраски, стал заместителем главного инженера. Талантливые люди тут быстро шагают по карьерной лестнице. А главным на заводе Виталий Олегович Андреев. Про него мы уже говорили. И ещё скажем.

Но сначала давайте побываем на строительстве так называемого челюскинского моста через Туру. Все пролетные строения для него – да что строения! Всё – до последнего винтика и шайбы – изготовлено на заводе «Тюменьстальмост». Вот к начальнику участка «Мостостроя-12» Андрею Сомову подошел бригадир монтажников Александр Передерий и говорит:

– А зачем мы с этими подмостьями к пролетам мучаемся: переустановка, электросварка, лишний расход металла, кучу времени теряем. Предлагаю приспособить шарнир.

– Давай на месте посмотрим.

Пошли. Посмотрели. Вернулись.

– Предложение принято, – говорит начальник участка и достает из сейфа 500 рублей. – Получай.

– Поощрение за энтузиазм, – поясняет мне Сомов, – идею подкинул главный инженер «Тюменьстальмоста», в едином ведь холдинге трудимся. Это приветствуется нашим учредителем Александром Абрамовичем Забарским.

«Главный» – Виталий Олегович Андреев. Большой. Сильный. Энергичный. И уже кандидат технических наук.

– У вас, похоже, гены замечательные, – предполагаю.

– Гены? Да, неплохие. Отец Олег Валерьевич Андреев, доктор химических наук, профессор Тюменского госуниверситета. Но он запретил мне поступать в его учебное заведение, чтобы, значит, не подставлял его. Поступил в другой – нефтегазовый. Здесь и аспирантуру окончил, здесь и защитился. На заводе сначала занимал должности заместителя начальника техотдела, главного технолога.

– Вы внедряете на заводе «Тюменьстальмост» систему «Тойоты».

– Ну, «Тойота» – яркий пример эффективности производства. Во главе угла лежит снижение себестоимости. Вернее, операционное совершенствование позволяет поменять структуру себестоимости. Скопировать её полностью невозможно. В основе лежит японская философия Кайдзена. «Кай» означает перемены, «дзен» – мудрость. Но, считаю, идеология «Тойоты» берет истоки из трудов российского ученого Алексея Гастева. А вообще все просто: не надо делать лишних движений, лишние движения – это лишние затраты. «Тойота» привнесла свои принципы. Во-первых, можно чем-то пожертвовать ради стратегического успеха потом. Во-вторых, необходимо использовать испытанную технологию. Однако, если ради качества нужна остановка производства, это придется сделать. Кроме того, корпорация использует творческое мышление сотрудников. Благодаря этому компания получает конструктивные идеи, воплощая в жизнь которые, решает основную задачу – постоянное совершенствование технологических процессов. Систему вырабатывают сами сотрудники, прежде всего – это рабочий класс. У системы есть начало, но нет конца. Если говорить о цифрах, то мы стремимся к показателю 25 %. Такое должно быть количество операций, которое приносит добавленную стоимость. Сейчас мы, завод, на уровне 5-6 процентов. Но, повторюсь, это лишь начало.

Ну, для первой пятилетки это здорово. Объем производства металлоконструкций подняли с 10 тысяч тонн до 45 тысяч – столько сделали в прошлом году. На этом же уровне останутся и в этом году.

– Больше не можете? – интересуюсь уже у Кушнаренко.

– Существует такой показатель, как получение продукции с одного квадратного метра заводской площади, – говорит генеральный директор, – мы имеем 1,5 тонны, все аналогичные предприятия России производят не выше 0,7 тонны, так что вдвое опережаем коллег. За рубежом только Нидерланды могут похвастаться высшим результатом, голландцы получают с одного «квадрата» 2 тонны. Но у них там конвейер: много лет подряд выпускают одни и те же конструкции, без переналадки. А у нас каждый день, считай, что-нибудь новое.

Да, завод только что освоил выпуск сборно-разборного моста «Тайпан». Короче, бригада монтажников за два дня перекрывает реку до 60 метров шириной. Словно детский «Конструктор»: собрали – разобрали и уложили на складе готовой продукции.

– Не берут? – спрашиваю.

– Росавтодор заинтересовался… Но пока люди не знают, – комментирует Станислав Григорьевич, – вот не знал же народ до поры до времени, что мы делаем модульные помещения, используемые под сельские клубы, фельдшерско-акушерские пункты, для других надобностей годятся – вот Антипинскому нефтеперерабатывающему заводу отгрузили партию. Теперь ежемесячно делаем 50 таких домов, весь юг Тюменской области снабжаем.

У генерального директора гость. Он представился просто:

– Лу…Лю… Да, зовите меня просто Лука.

Гость по фамилии Папаркони. Сеньор представляет турецко-итальянскую компанию Иджа Асталди – ИДЖ Ичташ Вхсд Иншаат Аноним Ширкети. Она возводит в Санкт-Петербурге Западный скоростной диаметр в порядке государственно-частного партнерства. Объект состоит из трех очередей: участки Северный, Центральный и Южный. Первый уже сдали, по нему – сам за рулем – проехал президент Владимир Путин, остался доволен. Значит, дана высокая оценка и коллективу «Тюменьстальмоста», поставляющего конструкции. Вот и Луке всё неймётся: требует и требует.

– Так мы уже под ваш проект еще два новых цеха построили, вот вчера новую малярную линию запустили, – говорит «генерал» сеньору.

Как раз после этого я, автор этих строк, побывал в одном из цехов, который упоминал директор. Здесь производят покраску блоков. Работа кропотливая, поэтому фронт работ закреплен за такими старательными исполнителями, как Людмила Беленькая, Ольга Гамза, Сергей Бачин и их бригадир Наинджон Мирпочоев. Тут же за каждым штрихом следит контролер ОТК Светлана Мельникова. Как облагораживают корпус автомобиля даже самой крутой иномарки: грунтовка и слой краски. А вот консоли и поперечные балки для ЗСД покрывают специальной краской в три слоя. Объект должен простоять минимум 100 лет.

Сеньор Лука отбыл на берега Невы довольный. А мы пока оторвемся от заводских будней и поздравим славный коллектив с пятилетием. Счастья и здоровья вам. Так держать!

Автор: Юрий МАШИНОВ