Медиакарта
3:49 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

За что будем платить?

В конце января постоянная комиссия Думы по промышленности, предпринимательству, строительству, транспорту, связи и ЖКХ под председательством Николая Сапего обсудила с представителями администрации округа тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2010 год. Постфактум.

Предметом разговора стало постановление главы администрации округа № 1897 от 23.11.2009 г., которое депутатам осталось принять к сведению. Почему тарифы утверждены без их предварительного обсуждения на Думе? Как они складывались? Почему их нельзя не увеличивать? Возможно ли поэтапное повышение тарифов? Почему их формирование не прозрачно?

Отвечать на эти неудобные “почему?” пришлось преимущественно председателю комитета по жилищно-коммунальной политике Татьяне Ашихминой. Некоторые пояснения последовали также от первого заместителя главы администрации округа Игоря Денисова, директора Заводоуков¬ского ЖКХ Владимира Кирина и главного экономиста этого предприятия Зои Шубиной.

СЧИТАЛИ ПОД ПРИСМОТРОМ ДВУХ ДЕПАРТАМЕНТОВ

Итак, со слов Татьяны Ашихминой, работа по формированию тарифов на текущий год началась в округе с февраля 2009 года. К этому времени предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, должны были подготовить и защитить в департаменте жилищно-коммунальной политики свои производственные программы. Эти программы содержат техническую характеристику всех объектов инженерной инфраструктуры, объёмные показатели услуг, под которые и считаются затраты, план мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия, а также финансовый результат.

Заключения департамента ЖКХ с производственными программами передаются в департамент тарифной и ценовой политики с целью защиты предлагаемых тарифов на услуги ЖКХ на основании индексов цен, принятых Министерством экономического развития РФ. Поскольку менялись индексы, соответственно изменялись и расчёты по тарифам.

Работа по корректировке тарифов шла до 26 октября, когда поступило постановление губернатора «Об установлении предельных индексов изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тюменской области на 2010 год».

В нынешнем году эти индексы для округа в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составили 118,06 %. Фактически же коммунальщики вышли на индексы в 117,95%. Именно этот недобор до верхней планки и ставят в вину администрации округа, если предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, потом понесут убытки.

О СТОИМОСТИ УСЛУГ ДЕТАЛЬНО

Среди прочих возник вопрос о разнице тарифов на выгребную и сетевую канализацию. Да, разные затраты, разные и тарифы. К примеру, по Заводоуковскому ЖКХ выравнен тариф для всех потребителей услуг сетевой канализации.

В нынешнем году он составил 38,26 рубля за один кубометр канализования. Для населения тариф вырос на 7,08 рубля, для льготников – на 2,16, зато снизился для бюджетников на 12,54 и для прочих – на 61,08 рубля. А вот по выгребной, более «дорогой» канализации, ситуация иная. Если для населения она подешевела на 2,85 рубля, то для остальных потребителей заметно подорожала.

Депутаты заинтересовались, как рассчитывался тариф на вывоз твёрдых бытовых отходов (ТБО). Татьяна Ашихмина пояснила, что вывоз ТБО является жилищной услугой, поэтому плата взимается с 1 квадратного метра общей площади жилья. Тариф по Заводоуковску в благоустроенном жилье составляет 1,06 рубля с 1 кв.м, в неблагоустроенном и полублагоустроенном – 1,47.

В целом же, по словам Татьяны Геннадьевны, тарифы увеличились в округе на жилищные услуги – на 20%, на утилизацию ТБО – на 14,9%, водоснабжение и водоотведение – на 18,9%. Для населения рост тарифов спланирован в размере 22%. Согласно уже упомянутому постановлению от 26.10.2009 г. предпринимаются шаги к выравниванию тарифов по всем потребителям (население, бюджетные учреждения и прочие предприятия). На текущий год смогли выравнять тариф по сетевой канализации и сравнять по остальным услугам бюджетных и прочих потребителей.

Плата населения возросла по разным предприятиям в зависимости от видов благоустройства, стоимости тепловой энергии и горячей воды. Заводоуковское ЖКХ – от 16,6 до 20,8%; ООО «Гарант» – от 13,5 до 15,3%; ООО «Вектор» – от 10 до 19%, ООО «Жилсервис» – от 16,5 до 18,5%; ООО «Универсал» – от 12 до 18%; ЗАО «Загрос» – от 12 до 15%.

Далее депутатов заинтересовал вопрос о разнице между объёмом водоснабжения и водоотведения в показателях Заводоуковского ЖКХ на 192, 8 тысячи кубометров воды. Куда пропали почти 200 тысяч кубометров, которые тоже вошли в расчёт тарифов? Выяснилось, что это вода, потребляемая жителями частного сектора на различные нужды, в том числе на летний полив. Уточнили, что установка приборов её учёта выгодна не только потребителю, но в конечном итоге и коммунальщикам.

Качество воды в городе? С пуском водоочистных сооружений в микрорайонах Южный и машзавода – отличная. И отпускается она пока по тарифам, не учитывающим затраты на очистку. В условиях повышения тарифов администрации области и округа предприняли меры по защите малоимущих граждан. Как будут справляться остальные, это другой вопрос.

ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

Вероятнее всего у этой встречи не последует продолжения. На первом в этом году заседании Президиума Правительства РФ премьер- министр Владимир Путин заявил о необходимости раскрытия информации о ценообразовании в сфере ЖКХ, «с тем, чтобы граждане имели полное и ясное представление о том, из чего складываются цены на оплачиваемые ими услуги жилищно-коммунального хозяйства”. Заявлено, что Постановление Правительства РФ «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии”от 30.12.2009 г. распространяется на весь комплекс жилищно-коммунальных услуг. Документ предусматривает обязательное опубликование наиболее важных с точки зрения потребителя сведений о качестве поставляемых услуг, об их стоимости и соответствии установленным требованиям. Установлен перечень информации, которая позволит оценить эффективность работы конкретной организации как потребителю, так и органу по регулированию тарифов. “Во всяком случае, люди будут знать, за что они платят»,– подчеркнул В. Путин.

Лилия НАЗАРЕНКО