Медиакарта
2:34 | 29 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Домен.RU - это здорово!

2014 год богат юбилейными датами. Логично вошёл в юбилей района и области 20-летний юбилей Рунета. Это часть Всемирной паутины, русскоязычный Интернет (термин был придуман весной 1997 года жителем Израиля Раффи Асланбековым, автором одной из первых регулярных русскоязычных сетевых колонок «Мысли Великого Дяди". Первый сайт в Рунете был зарегистрирован 7 апреля 1994 года. Гости клуба – опытные пользователи, программисты А. Курочкина, О. Куприян, М. Лакман, С. Васюкович.

– За двадцать лет многое произошло. А как было до этого?

А. Курочкина: Я приехала в Сорокино в 1993 году. До этого я занималась компьютерами IBM, которые появились в 1988 году. И всё это время мы работали без Интернета. Здесь в 1993 году был компьютерный класс из «Электроники». Сеть появилась позднее, когда стартовала программа единого информационного пространства единой образовательной сферы, и сельские школы стали подключать к Интернету. Но каким образом? В декабре 2003 года были установлены спутниковые тарелки на школах N 1, N 2 и в Ворсихе. Но работала тарелка, наверное, только в школе N 2 (в первой школе мешали тополя). Когда появлялся спутник, нам отправляли пакеты с информацией. Мы быстро всё принимали, а потом распаковывали. Это было впервые и для района, и для меня тоже.

О. Куприян: Я помню, что, когда мы учились в школе, у нас появились компьютеры (компьютерный класс). Мы всегда с замиранием сердца ждали, когда же нас туда пустят, чтобы посидеть, поиграть, попечатать или решить какие-нибудь элементарные уравнения.

– Поиграть все хотели, а когда вы стали разбираться в этой сложной технике, когда появился интерес к Интернету?

О. Куприян: Когда заканчивал школу. Компьютера как такового не было. Где-то нашёл старый в виде клавиатуры, к которому подключался магнитофон. Все программы хранились на аудиокассетах. Тогда я пытался разобраться в этом, что-то программировать.

А. Курочкина: Когда я пришла на работу, в школе был компьютерный класс, а учителя не было. Кружок вели Алексей Коржавин и Дмитрий Щукин. Они вместе с ребятами учились, создавали игры. И мой сын этим увлекался, дома в тетради в клеточку чертил, вы-считывал все координаты, приходил в кабинет и в программе «Бейсик» набивал команды, запускал, редактировал. Дети были увлечены этим. О. Куприян: Как только у нас запустили GPRS Интернет через сотовую связь, скорость, конечно, была довольно слабая. Но это уже был доступ к информации, которым мы пользовались. И это сильно затянуло, потому что давало возможность к самообучению, ведь Интернет – это огромное хранилище информации. – Какую роль сыграл при этом метод тыка?

А. Курочкина: Самую главную. Когда появился Интернет в школах, нас начали снабжать различными каталогами образовательных сайтов. Нами руководили, нас направляли и старались вывести на целенаправленное взаимодействие с Интернетом. Но до этого работали именно методом тыка. А как ещё учиться? Когда много работаешь этим методом, появляется система.

– А когда из общего количества увлечённых детей стали проявляться те, кто многое мог сделать в виртуальном мире? Можете вспомнить их фамилии?

А. Курочкина: Это уже двухтысячные годы, когда была нормальная по тем временам техника, медленный, но Интернет, когда дети начали сдавать экзамен по информатике. Тогда много внимания уделялось программированию, ребята стали участвовать в различных олимпиадах и занимать призовые места. Это Александр Бауэр, Андрей Курочкин, Юрий Кочуев, Василий Тращаков и другие.

– Олег, когда вы поняли, что это не только увлечение, но и профессия?

О. Куприян: Мой профиль – ремонт и техническое обслуживание компьютерных программ. Когда приобрёл первый компьютер, тогда и понял. Один раз отнёс его в ремонт, второй раз, третий. Потом подумал, что сам могу сделать это. И начал делать. Потом понял, что если я смог себе настроить, почему бы не помогать людям?

– Родители часто боятся за детей: они уходят в виртуальный мир игр, а затем теряются в жизни реальной. Что вы можете сказать по этому поводу?

А. Курочкина: Это очень большая проблема. Нельзя маленькому ребёнку смотреть – а уж тем более играть во взрослые игры. Психике ребёнка можно нанести огромный вред.

– Но компьютер в то же время помогает в развитии ребёнка.

А. Курочкина: Конечно, но во всём нужна мера. Просто нужно смотреть за ребёнком, ограничивать время пребывания за компьютером, следить, в какие игры он играет, направлять его, чтобы не прийти к зависимости от онлайн-игр и их последствиям.

– Какую пользу принесло школьной программе подключение к Интернету?

А. Курочкина: Польза большая. Программ для обучения разрабатывается очень много. Сначала были диски, электронные учебники. Программы устанавливали, с ними работали по предмету. Кроме того, сегодня в Интернете мы находим при подготовке к ЕГЭ онлайн-тесты. Все базы открыты, и мы можем в онлайн режиме решить тест по любому предмету, проверить и увидеть ошибки.

– В 2011 году статистика утверждала, что 20 – 30% нашего населения – пользователи Интернета. Сегодня, в 20-летие Всемирной сети, – более 50%. Появились школы (ликбез) для взрослых. Польза от них есть?

М. Лакман: Я начну с того, что я самоучка в этом деле. С помощью хороших друзей и себя самой я чему-то научилась. Интернет сильно помогал и помогает мне в работе. И когда появилась возможность налаживать связи с людьми (сначала Агента), сразу нашла своих единомышленников по программе «Педагогическая мастерская». Они были в различных частях нашей страны. Общаясь с ними в Агенте, я очень быстро научилась печатать (набирать) текст. Как учитель в то время была просто шокирована возможностью получения любой нужной информации. А когда начала работу программа «Расширяя горизонты», стала тренером. Сначала, конечно, и с нами провели определённую работу. Посмотрели, как мы можем работать с большой аудиторией, как воспринимаем информацию и т.д. Мы сдали экзамен, разработали занятия, их оценили и вынесли вердикт. И вот мы набрали группы. Визуально я пришедших к нам людей разделила бы на две группы: на того, кто сильно хочет научиться, и того, кто не хочет. Были такие, кто двадцатичасовые курсы «Основы компьютерной грамотности» проходил несколько раз. Такое было огромное желание. Занимались люди разных возрастов: от 14 и до 75 лет. Каждый пришёл за чем-то, и мы, как тренеры, старались дать им всё то, чему они хотели научиться. На странице отзывов на главном сайте я прочитала вот такое стихотворение-отзыв: Кто самый верный всем помощник? Читает, учит, письма шлёт? Он – информации источник, В сеть Интернета поведёт. Он посоветует, подскажет, Невесте жениха найдёт. Мультяшки новые покажет И книжки новые прочтёт. Пришлёт письмо по электронке, Отправит весточку в ответ И принесёт родной сторонке От одноклассников привет. Компьютер – это он, волшебник И даже всемогущий маг. Сегодня он для нас – учебник, А завтра будет друг и брат.

Е. Королюк: Я тоже ничего не заканчивала, на курсы не ходила. До всего доходила сама, как здесь уже говорили, методом тыка. Сегодня вся наша работа завязана на работе с Интернетом, компьютером. Поэтому пришлось по ходу дела всему обучаться. Главная польза сегодня для меня и в том, что по всем счетам (газ, свет, телефон, Интернет, штрафы, налоги, коммунальные услуги, кредиты, покупки в интернет-магазинах, отслеживание посылок и т. д.) могу платить в онлайн-режиме, не выходя из дома. Не надо бежать в учреждение, стоять в очереди и нервничать, когда время – на вес золота. Для этого нужно иметь карточку, компьютер с выходом в Интернет и умение пользоваться всеми услугами. И наличные деньги в принципе не нужны, так как практически во всех магазинах присутствуют терминалы для расчёта по карте, даже за границей на отдыхе ты имеешь возможность пользоваться картой.

– Интернет имеет и другую сторону медали.

С. Васюкович: Действительно. Работают целые технологии. Это и продажа наркотиков, оружия, распространение порнографии, угроза терроризма. Перечислять и рассуждать можно бесконечно. Сегодня нужно вести контроль, подключаться государственным органам к решению всех проблем.

А. Курочкина: Ещё совсем недавно, десяток лет назад, у нас компьютер в Сорокино был в считанных семьях. Сегодня техника и Интернет почти в каждом доме и каждой семье. И строка расходов за услуги Интернета в семейном бюджете занимает значимое место. И если не заплатил за Интернет и его вдруг отключили, то это целая трагедия, нет ничего хуже. Всеми проблемами озабочены все. Решается на государственном уровне, как оградить детей от нежелательной информации, от влияния Интернета.

– Были такие случаи, когда вы посредством сети «Интернет» обратились куда-то и вас услышали?

О. Куприян: Да. Я в своё время обращался в администрацию президента, действия последовали, которые меня устроили, мне был дан ответ. Я понял, что всё это работает.

А. Курочкина: Есть один хороший сайт – «Ваши налоги», на котором специалисты этой службы всё рассказывают квалифицированно, подробно и главное – понятно. Я задала свой вопрос, и мне ответили. Спасибо. – Люди задаются вопросом, почему в Тюмени, например, Интернет более скоростной и более дешёвый. А в селе Большое Сорокино медленный, ещё и дороже...

О. Куприян: Это всё от отсутствия конкуренции. У нас работает один оператор, ему не с кем конкурировать. Линии старые, оборудование не обновляется, и они не могут прыгнуть выше своих возможностей. Что мы видим в Тюмени? Здесь на рынке несколько крупных провайдеров, которые постоянно между собой соревнуются. В связи с этим качество услуг намного выше и цена меньше…

Тема – безграничная, но возвращаясь к юбилейной дате, можем смело утверждать, что Рунет — одна из самых быстроразвивающихся доменных зон в мире. Домен . RU – это здорово!

Автор: Елена КОРОЛЮК