Медиакарта
14:48 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ох, уж эти первоклассники

Ваш ребёнок пошёл в первый класс! Как ему помочь перешагнуть из беззаботного детства в школьную жизнь? Об этом мы беседуем с методистом по психолого-педагогическому сопровождению районного Отдела образования С.А. Ивановой.

Светлана Анатольевна, расскажите, как помочь ребёнку адаптироваться в школе?

– В первую очередь, школьная среда должна стать для него естественной и комфортной. И помочь первокласснику в этом должны взрослые. Если мы говорим об адаптации первоклассников, то нужно говорить и об адаптации родителей. Огромное количество проблем, которые возникают у ребёнка в этот период, не его, а родителей. Они боятся того, что ребёнка будут сравнивать, боятся его предполагаемых неудач. К тому же, взрослые переносят на ребёнка свое отношение к школе, где возникали разные проблемные ситуации. Прежде всего, необходимо заглянуть внутрь себя и избавиться от страха и негативного отношения к школе. Обратиться к специалистам: это ваша проблема, ребёнок страдать не должен. Чаще всего, родители переносят на ребёнка груз своих несбывшихся надежд. Нужно понимать, у каждого своя траектории развития. Нельзя оценивать личность, а первоклассник – это уже личность, насколько успешен он в учёбе. Не нужно спрашивать, какую оценку он получил, лучше спросить, чему он сегодня научился. Ещё одна ошибка, которую делают родители, – это «напичкивание» дошкольника всевозможными знаниями. Мы уверены, что готовность к школе измеряется количеством букв и цифр, которые он запомнил, умением читать и считать. Внимание надо обращать на развитие познавательных функций – это исследовательский интерес к миру и волевые усилия. Если ребёнок с развитым познавательным потенциалом знает меньше букв и цифр, то, придя в школу, он обязательно догонит и даже перегонит «всезнающего» сверстника. Как правило, у дошкольников слабо развито волевое усилие. В детском саду он только играл. Дошкольничество – это беззаботность. Школа – это дисциплина и строгие рамки. И если с этим у ребёнка в школе возникнут проблемы, то это будут проблемы родителей. Взрослые должны развивать волевые усилия у будущего первоклассника. К примеру, сидеть и заниматься по образцу 30 минут. Также рекомендую родителям проследить сбалансировано ли питание ребёнка. Лучше всего узнать у специалиста, в чём нуждается на данный момент его организм, провести обследования у невропатолога и психиатра. Не нужно бояться обращаться за помощью.

Родители будущих первоклашек, общаясь, обсуждают развивающие программы. Многие считают их сложными и непосильными для детей. Так ли это?

– В этом случае действует принцип: «Боюсь того, чего не знаю». Родители воспринимают подготовку к школе, как процедуру приобретения формы, обуви и учебников. Кому-нибудь пришло в голову заглянуть в учебную программу? Почему бы предварительно не попроситься на урок и не посмотреть, как работают дети по этой программе, чем она отличается от традиционной. Прежде, чем верить слухам, познакомьтесь с учебниками, обсудите это с учителем.

Нужно ли с первых дней в школе сидеть рядом с ребёнком и помогать ему делать домашнее задание?

– Приготовление домашнего задания должно быть ребёнку в радость. Зачастую наше присутствие рядом с ребёнком – это не участие друга и помощника, а надсмотрщика, который заставляет и наказывает. Для того, чтобы сесть с ребёнком делать уроки, нужно правильно воспринимать неудачи и ребёнка научить этому отношению. Что такое неудача и ошибка? Это путь к развитию и обучению. Надо разобраться, почему ребёнок делает ошибки. Устал? Не понимает? Не интересно? Надо набраться терпения. Может быть, его психофизические особенности не позволяют сегодня хорошо учиться. Может быть, стоит обратиться к врачу, к психологу за помощью.

Светлана Анатольевна, насколько важно построить правильные отношения семьи с учителем?

– Это очень важный момент. Недопустимо негативно высказываться в адрес учителя в присутствии ребёнка. Педагоги такие же люди, как мы, они живут по соседству и совершают разные поступки. Но если мы привели ребёнка к этому человеку учиться, то он должен стать уважаемым для него. В ложную ситуацию ставится ребёнок, когда от взрослого слышит плохие высказывания об учителе, и в то же время должен его слушать и чему-то у него учиться. Если вас не удовлетворяет качество образовательной услуги, решайте это на взрослом уровне: с администрацией школы, с самим учителем.

Общение детей в школе разноплановое. Необходимо ли вмешательство взрослых в детские конфликты?

– Если ребёнка начинают обижать, первая реакция родителей – пойти и разобраться с обидчиком. Этого делать не нужно. Предоставьте ребёнку право решить эту проблему самому. Поговорите с ним, узнайте почему возникает такая ситуация. Обсудите это с учителем, с родителями конфликтного ребёнка. Что такое «драчливый ребёнок» – это, прежде всего, проблемы в семье, стереотип поведения родителей. Вы не можете сделать так, чтобы все любили вашего ребёнка, поэтому постарайтесь научить его не конфликтовать. В конце концов можно попытаться подружиться с «недоброжелателем».

Подготовила Наталья Гладковская

Фото Екатерины Кадочниковой