Медиакарта
10:24 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Крестьянская душа

Крестьянская душа
11:44 | 12 ноября 2014
Источник:

Усилиями чиновников из первопрестольной крестьян-фермеров перекрестили в индивидуальных предпринимателей. Хотели тем самым лишить их поддержки и обложить налогами, как торгашей. Не вышло – нашлись внутри Садового кольца и умные головы. А вот корявая аббревиатура «ИП» осталась.

Я полагаю, уж коли кто крестьянское хозяйство ведет, то он и предприниматель, и технолог, и агроном, и зоотехник, и метеоролог, и организатор. и вообще большой души человек… Иначе тебе на земле не хозяйствовать. Возьмем, к примеру, Басыра Девятьярова из деревни Юрты-Иска Нижнетавдинского района. Он имеет привычку за хорошую работу дарить своим работникам легковые автомобили, строить жилье… В его хозяйстве люди живут большой дружной семьей.

Есть у Басыра Ахметовича, говорили мне, на что посмотреть и чему поучиться. В кабинете от удивления раскрыл рот: на стене – экспозиция картин в обрамлении цветов.

– Это работы моей дочери Альбины, а вот рисунки внученьки, – поясняет Девятьяров, – но ты, как я понимаю, не только на это приехал посмотреть…

Поскольку я у фермера был в первый раз, то попросил рассказать об истории его сельхозпредприятия. Колхоз в деревне Юрты-Иска организовал отец Басыра. (Позднее он стал работать главным агрономом совхоза «Велижанский», который объединил несколько коллективных хозяйств). В этот совхоз после окончания Омского ветеринарного института и пришел главным ветврачом его сын. В 1990 году Басыра назначили директором «Велижанского». Потом была перестройка с ликвидацией советских аграрных предприятий. И Девятьяров организовал крестьянское фермерское хозяйство «Искра».

В прошлом году надой на корову на местной ферме составил 7150 килограммов.

– А всего в 2013-м мы надоили от 314 коров 2500 тонн молока, – делится Басыр Ахметович. – Для сравнения: в совхозе поголовье было больше тысячи, но валовка в среднем составляла около двух тысяч тонн в год. Да и продуктивность зерновых полей у нас чуть ли не в три раза выше совхозных. При этом работающих у меня в шесть раз меньше.

Конечно, технологии и техника сейчас шагнули вперед...

На ферме мне удалось поговорить с оператором по уходу за животными Исрафилом Айдуллиным.

– Ну, какой я оператор, – смущается тот, – называйте просто скотником. 43-й год работаю на одном месте. С Басыром Ахметовичем вместе выросли. Еще в детстве догадывался, что он начальником станет – уж больно шустрый и умный был.

Прошу Исрафила Шаймухаметовича показать самых высокопродуктивных коров. Он ведет меня в конец коровника. Между крупными животными вижу маленькую буренку.

– Не поверите, – восхищается Айдуллин, – семилетняя Дюймовочка, как и крупные коровы, дает более 25 килограммов молока в сутки!

Семь лет на ферме ведется планомерная селекционная работа. Семь лет черно-пестрой породе приливают кровь голштино-фризов (а они, как известно, в два раза больше животных местной селекции). От тех черно-пестрых в чистоте сохранилась только Дюймовочка. Кстати, малышка потребляет в два раза меньше корма.

А вот еще один друг детства Девятьярова – Раиль Халиков. Взглянув на часы, он спешит к своему итальянскому миксеру – время раздавать корма.

Очень показателен опыт Басыра Ахметовича не только в животноводстве, но и в растениеводстве. Давно уже здесь внедрили травопольную систему. Сначала под покров зерновых высевают клевер. Осенью молотят зерно, а бобовая трава продолжает развиваться – на следующий год ее скашивают на корм телятам. Тем самым земелька получает большой запас остаточного азота после клевера. А если в нее еще щедро добавить аммиачных и сложных удобрений – щедрый урожай гарантирован. В общем, холит и лелеет Девятьяров землю-матушку. Не случайно нынче на некоторых полях получил около 60 центнеров ячменя с гектара. И это в подтаежной зоне!

Выращивает хозяйство и скороспелую кукурузу. Для балансирования корма по сахарам перепробовал посевы и суданской травы, и проса… Остановился на рослом (до пяти метров) подсолнечнике сорта «белоснежный».

А еще хозяйство занимается хлебопечением. Поначалу хотели обеспечивать только своих работников, но потом производство расширили. Появилось немало желающих покупать хлеб из муки местного помола и в других населенных пунктах.

После фермы возвращаемся в кабинет Девятьярова.

– В свое время, – говорит по пути Басыр Ахметович, – в стране отменили все программы поддержки сельхозпредприятий, а отрасль объявили «черной дырой». Дескать, сколько в нее ни вали – бесполезно. А никто и не валил. Все программы реанимировал губернатор Владимир Якушев. И мы уже не занимаемся затыканием дыр. Я за три года полностью обновил хозяйство. Прекрасные отношения у нас сложились с Тобольским молочным заводом, который предложил нам весьма приемлемую цену (18,5 рубля без НДС) за килограмм молока. Хотел бы поблагодарить это предприятие за прекрасное отношение к крестьянам. Многое меняется к лучшему.

– Вы, Басыр Ахметович, являетесь потомственным крестьянином. Продолжатели в семье есть?

Выяснилось, что у него две дочери. Обе имеют «городские» профессии. Однако отец активно привлекает к деятельности предприятия их мужей. Специалист по IT-технологиям компьютеризировал ферму, занимается снабжением хозяйства. Второго зятя отправил учиться в аграрный университет.

– Не прервется крестьянская нить Девятьяровых, – с уверенностью говорит Басыр Ахметович.

Автор: Валерий ИКСАНОВ /фото автора/