Медиакарта
14:53 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Художник и власть

Художник и власть
12:21 | 12 ноября 2014
Источник:

ДОСЬЕ: Игорь КОВАЛЕВ. Известный мастер фотографии. Он возглавляет региональное отделение Союза фотохудожников России, руководит фотоклубом «ФотоРегион». Участвовал в международных выставках-конкурсах под эгидой PSA и FIAP в Словакии, Словении, Китае, Португалии, Хорватии, Турции, Австрии, России, Испании.

Первый в истории региона фотоконкурс под эгидой авторитетнейшей организации – международной федерации фотографического искусства (FIAP) – «Фиксаж-2014» пройдет в Тюмени. Этого права добились сами тюменские любители фотографии.

А ведь еще десятилетие назад, как выразился председатель Тюменской региональной организации Союза фотохудожников России Игорь КОВАЛЕВ, наш город был «белым пятном» на фотографической карте России.

Фотогород

– Игорь Борисович, а я не раз слышал, что наш край чуть ли не одним из первых в России начал заниматься фотоделом. И дагерротипами «баловались» еще сосланные к нам декабристы. Это так?

– Наши краеведы утверждают, что такие факты были. Но развитие фотографии в Сибири связано все-таки с Омском. Так что если говорить о некоем историческом праве Тюмени на проведение конкурса, то его нет. Нам нужно было его заслужить. И для этого выполнить одиннадцать условий FIAP, главное из которых – в жюри должны быть представлены три местных золотых медалиста этой организации. У нас они есть. Это тюменцы Николай Сульженко, Анатолий Пашук и Александр Романов. Насколько мне известно, в России, кроме нас, этим могут похвастать только Москва и Нижний Новгород.

– Значит, Тюмень потихоньку набирала авторитет и стала «фотографическим» городом?

– Когда я только начал приглашать в Тюмень мэтров с мировым именем, один из них, Сергей Максимишин, мне сказал, что не знает такого города на фотографической карте страны, как Тюмень. Новосибирск знает, Омск, а Тюмень для него «белое пятно». Было это в 2005 году, а семь лет спустя, в свой последний приезд, он дал такую оценку: «В Тюмени есть школа».

– Разве не было у нас в регионе в советские времена фотомастеров?

– Были, конечно! Тюрин, Сапожков, Космаков, Демус и многие другие. Если не уходить в глубь истории, а взять последние 30-40 лет, то был в нашем городе очень известный фотоклуб «Тюмень». В нем занимались, к примеру, признанные фотомастера Сергей Шаповал, Валерий Дыба, Сергей Киселев. Но в силу известных причин в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века клуб «рассыпался». И начался временной промежуток в 10 лет, когда фотография в городе не развивалась вообще. Все сидели по своим норкам, снимали что-то для себя. В начале двухтысячных годов началось оживление – появился сайт «ФотоРегион», потом вокруг него стали объединяться любители фотографии, и не только тюменцы. А с 2004 года образовался клуб любителей фотографии «ФотоРегион». И началось возрождение. Очень бурное. С 2008-го три года подряд клуб получал золотые медали FIAP на крупнейшем европейском конкурсе Trierenberg Photo Circuit за клубную коллекцию.

– А почему так мало об этом известно, нет пророка в своем отечестве?

– Именно так. Если честно, то, мне кажется, это безразличие власти. Поддержки культуры, как таковой, я у нас не вижу. В сентябре прошлого года мы провели в Тюмени первую международную декаду фотографии. За 10 дней открыли 10 выставок высокого международного уровня. На это нужно было затратить 300 тысяч рублей. Мы их с трудом нашли.

– Это не такие уж большие деньги даже для городской казны. Почему не помогли власти?

– Не знаю. Я не раз говорил, что, участвуя в международных конкурсах, мы поднимаем престиж региона, но область-то ничего не делает, чтобы поддержать нас. Это, по меньшей мере, странно. В позапрошлом году я был в Челябинске на фестивале «Фотофест». Только на его проведение, а он идет четыре дня, из областного бюджета было выделено 3 млн рублей. Вот, пожалуйста, подход. А мы 300 тысяч рублей кое-как по спонсорским сусекам наскребли.

Без своего дома

– Мне кажется, на фотовыставки тюменцы идут гораздо охотнее, чем на выставки художественные. С чем это связано?

– Это не только у нас. Во-первых, фотография проще в восприятии. Во-вторых, это модно. Во всем мире интерес к фотографии высокий. В последние годы даже появились музеи фотографии. Московский Дом фотографии – яркий пример.

– Вы хотели, чтобы и в Тюмени был такой музей?

– Это одна из главных наших целей. Московский Дом фотографии существует при правительстве столицы. Финансируется им. Это совершенно другой статус и возможности. Он может позволить себе провести выставку звезд первой величины. А у нас не только средств, своего помещения, у нас даже стен для выставки нет. Самое обидное, что показывать-то есть что! В запасниках музейного комплекса более 70 тысяч единиц хранения фотоматериалов. Кто их видит? Кто знает наших фотомастеров? А в их работах история нашего края, а главное – люди, создававшие славу региона.

– Международный фотоконкурс поможет повернуть власть к вам лицом?

– Честно говоря, об этом не думаю. Мы готовим выставку и рады, что можем это сделать. Хотя в последнее время какое-то движение в нашу сторону появилось, проявили интерес и городской, и областной департаменты культуры. Если уж говорить о взаимоотношениях власти и фотографа, то здесь очень много нюансов. Власть хочет видеть то, что хочет видеть. А мне заказная фотография вообще не интересна. Художник должен быть творчески самостоятелен. Как начинают его огораживать красными лентами, интерес пропадает.

Юрий ПАХОТИН

Фото Игоря КОВАЛЕВА