«Чем больше у нас будет одаренных детей, тем быстрее будет развиваться наш регион».
(Из выступления В. Якушева на XI Губернаторских чтениях).
В настоящее время все более пристальное внимание уделяется весьма актуальной для общества, школы, в том числе и для сельской, проблеме - работе с одаренными детьми.
Надо сказать, что возможности сельской школы в этом смысле несопоставимы с городской. Отдаленность от цивилизации, состояние дорог, большие расстояния между образовательными учреждениями, небольшой выбор услуг дополнительного образования, а в иных школах – полное их отсутствие, кадровый дефицит – все это, естественно, объективно не может не влиять на качество этой работы.
Правда, с появлением возможностей для интерактивного общения сейчас для учащихся созданы благоприятные условия для участия их в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Многие школы района ими достаточно активно пользуются. С каждым годом растет количество участников различного ряда интеллектуальных соревнований.
Одним из наиболее авторитетных из них является всероссийская олимпиада школьников. В истекшем учебном году 539 учащихся 7-11 классов 17 образовательных учреждений района участвовали в муниципальном этапе этого вида состязаний (54% от общего их количества). Для сравнения: в 2012 – 2013 учебном году – 460 детей этого возраста (45%).
Олимпиада прошлого года проводилась в течение чуть более двух недель с (15 ноября по 3 декабря) по 19 предметам учебного плана.
Победителями на этом этапе стали 47 школьников и призерами – 52.
Безусловным лидером этого этапа всероссийской олимпиады по числу триумфаторов и призеров является Карагайская школа: по физике карагайские школьники учащимся других общеобразовательных учреждений шансов почти не оставили, заняв первые места по всем классам, за исключением 9-го; кроме того, они же стали победителями по русскому языку в выпускном классе, по биологи в 10 классе, по технологии в 8 и 10 классах и по физкультуре – три первых места.
По количеству первых мест с ней соперничает только Вагайская школа, в общее количество триумфаторов в которой наибольшую лепту внесли предметы технология (5 человек) и физкультура (двое).
Над формированием интеллектуальной элиты основательно работают Зареченская, Аксурская школы. В первой из них лучшие знания по математике продемонстрировал выпускник 11 класса, заняв первое место, в Аксурской же по литературе стали победителями два школьника - десяти – и одиннадцатиклассник.
На старшей ступени обучения лучшими знатоками русского языка оказались учащиеся национальных школ: одиннадцатиклассница Карагайской и десятиклассница Казанской школ.
Учащиеся нашего района приняли участие и в региональном этапе Всероссийской олимпиады. Правда, высокий уровень интеллекта, знаний и навыков вагайцам продемонстрировать не удалось. Среди 1500 одаренных интеллектуалов, значащихся в областном банке данных, наших школьников пока нет.
Наиболее весомое достижение вагайских школьников в олимпиадах высокого ранга – это победа тукузской школьницы на олимпиаде по татарскому языку в г. Казани. Надо сказать, что тукузцам же принадлежит пальма первенства в участии учителей в конкурсах российского масштаба – В.Н. Ибукова достойно защитила честь учителей татарского языка и литературы региона во всероссийском конкурсе учителей этих предметов.
Вклад в будущее педагогическими коллективами школ района вносится и участием детей в научно-практической конференции «Шаг в будущее», в конкурсе проектов, в конкурсе «Ученик года».
Среди многообразия интеллектуальных состязаний, способствующих выявлению школьников, успешно овладевающих умениями и навыками исследовательской деятельности, поиска необходимой информации, все большую популярность обретает научно-практическая конференция с выразительным названием «Шаг в будущее».
В истекшем учебном году учащимися десяти школ на соискание звания «лучшей» было представлено 25 работ. Учащиеся Казанской, Шестовской, Карагайской и Комсомольской школ заслужили право участвовать в областной конференции.
Высоким баллом была оценена работа казанской школьницы Курмановой Хасаны, она и стала призером региональной олимпиады.
В олимпиаде младших школьников (4 класс), проведенной в марте истекшего года, наиболее весомые результаты принадлежат четвероклассникам Вагайской (три первых места, одно второе и два третьих), Казанской (одно второе и два третьих места) школ. По одному призеру имеют Зареченская, Супринская, Дубровинская, Первомайская, Юрминская школы.
Весьма привлекательным для школ оказался конкурс проектов, участниками которого стали дети 18 школ. В очном туре его победителями стали учащиеся Вагайской, Юрминской, Казанской, Бегишевской и Иртышской школ.
И в заключение. Анализируя итоги работы с одаренными детьми в истекшем учебном году, невольно приходится констатировать, что в иных школах развитию интеллектуальной культуры, выявлению и развитию творческих способностей и воспитанию интереса к исследовательской деятельности внимание не уделяется, во всяком случае, в этом достаточно обширном списке интеллектуальных состязаний некоторые школы участвующими не значатся вообще ни в одном из них, что наводит на довольно пессимистические выводы.
Убежден, что в конкурсах участвовать надо. Это дает возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные возможности.
Участие в них придает уверенности школьнику, поднимает его самооценку.
Ишмухамет Гайсин, ветеран педагогического труда
(Информация о работе с одаренными детьми представлена заведующей методическим кабинетом управления образования Т.П. Копотиловой).