Около года детские сады городского округа работают по Федеральным государственным стандартам дошкольного образования (ФГОС). В Министерстве образования и науки убеждены, что скоро детсады станут не просто местом времяпрепровождения ребёнка и подготовки его к школе, а первой ступенью большого образовательного процесса.
… Пятилетние малыши из городского «Светлячка» взбираются по лестнице и громко считают ступеньки: «Раз, два, три, четыре, пять!». Сразу и не догадаешься, что именно здесь, на лестничном марше, у воспитанников детсада проходит занятие по математике. Оказывается, сегодня в детсадах нет привычных предметных занятий.
Заместитель директора «Светлячка» и по совместительству методист комитета образования Наталья Медведева поясняет, что согласно новой образовательной программе ребята познают мир через игру и с помощью окружающей их среды.
Детсадовские «уроки» сейчас скорее похожи на микс. Так, на занятии по математике, участницей которого я стала, ребятишки не только закрепили количественный счёт, но и отработали произношение некоторых звуков. Помимо этого, воспитатель успела провести ещё и физкультминутку.
После сончаса дети вновь будут познавать мир уже на прогулке. Мальчишки и девчонки под руководством педагога посмотрят, чем отличаются деревья от кустарников. Таким образом, малыши в течение всего дня делают для себя маленькие открытия.
Несомненно, новый подход к дошкольному образованию предъявляет повышенные требования и к профессиональному уровню педагогов.
– Воспитатель детского сада сегодня – это, в первую, очередь хороший практик, – говорит Наталья Юрьевна. – Но обобщённого педагогического опыта по внедрению Федеральных госстандартов пока нет, поэтому наши воспитатели учатся друг у друга. Без теории тоже никуда: бесплатные зональные семинары для работников детсадов проводят специалисты Тюменского областного государственного института развития регионального образования.
Но воспитателям пока нелегко преодолеть стереотипы, ведь работать по старинке, имея под рукой стандартные конспекты занятий, было куда проще. Сейчас воспитатели самостоятельно разрабатывают тематические планы и сами меняют внутреннее убранство детских садов. Это тоже одно из требований Федеральных госстандартов: окружающая среда в дошкольном учреждении должна будить у ребёнка воображение, быть доступной, предметно-развивающей и комфортной. Как это сделать, если почти все детсады городского округа расположены в типовых зданиях, построенных ещё в 70-80 годы ХХ века? Воспитатели нашли выход: они добавили своим учреждениям цвета, раскрасив группы и длинные коридоры яркими красками. Теперь ребята без труда могут найти музыкальный зал или изостудию. Кроме этого, детсады закупили мобильную мебель и мягкие модули, с помощью которых обычную группу можно в одночасье превратить, например, в спортивную площадку…
Пока педагоги делают робкие шаги по новым образовательным программам. Но воспитателей беспокоит преемственность дошкольного и школьного образования. Будет ли она возможной, если учителя хотят видеть за партами усидчивых и дисциплинированных первоклассников, а Федеральные стандарты дошкольного образования предполагают свободу действий ребёнка?
Ольга МЯСНИКОВА
Фото из архива редакции