Вспоминается одна поездка в Израиль. В Хайфе случилось мне попасть в местный «Технийон» – нечто вроде детского политехнического музея, экспонаты в котором, правда, предназначены именно для того, чтобы их трогать.
Представьте себе многоэтажку с бесчисленными комнатами, которые до отказа заполнены галдящими детскими ордами. Детвора всех возрастов вместе с наставниками переходит из комнаты в комнату, чтобы познакомиться со всевозможными действующими моделями. Сориентировавшись в этом бедламе, я лично с удовольствием организовал работу приливной электростанции. Для этого в специальном аквариуме имелась возможность собственноручно гнать волну, включать турбину и зажигать «лампочку Ильича» при помощи полученного тока. Потом мой важный пост перешёл к какому-то шкету, который столь же успешно справился с возложенной на него миссией. Потом мы наладили работу крупного железнодорожного узла. Потом отправили в плавание дизельный теплоход.
Не представляется возможным перечислить все профессии, с которыми мне удалось познакомиться на практике, в увлекательной игровой форме, понятной даже для семилетнего карапуза. Насколько это всё-таки ответственное дело – детская игрушка, подумалось тогда мне. И с какого же возраста должно закладываться в нас инстинктивное стремление выбрать главное дело своей жизни?
Так уж складывается в стране с трудовой занятостью, что когорта желающих взять в руки судейский молоток намного превышает число тех, кто берётся за слесарный молоток. С одной стороны, тотальное гуманитарное образование в целом полезно для общества, с другой стороны, далеко не у всех имеются способности, скажем, для работы юриста или психолога. Да и на селе картина не лучше: один – с косилкой, семеро – с вилкой.
Вот и получается, что для выживания нации профессиональная ориентация молодёжи так же важна, как… сексуальная ориентация. Представьте, что получится с народонаселением, если круглосуточно славить однополые браки?
Как определиться с выбором профессии? И можно ли сориентироваться в одиночку? Как соотнести запросы рынка труда с предложением со стороны учебных заведений? Какую роль играет власть в регулировании трудовой занятости? Как примирить стремление к личностному росту молодого человека с его стремлением принести пользу своей стране? Можно ли привлечь предпринимателей к проф-ориентационной работе?
Все эти проблемы были включены в повестку дня на Межрегиональной межведомственной конференции «Профориентация молодёжи – инвестиции в будущее». Тема важна и нужна, потому-то и приняли участие в разговоре специалисты из других регионов и республик – из Казахстана, Татарстана, Красноярского края, Москвы.
Доклады принявших участие в работе секций помогут многим специалистам воспринять рецепты, выработанные коллективным разумом.
Организатор тусовки – областной департамент труда и занятости населения – может смело рисовать звёздочку на фюзеляже. Сколько умов будет освобождено плодами коллективного опыта от утомительного процесса изобретения велосипедов.
Наверняка окажется полезной другим регионам та модель профессиональной ориентации населения, что озвучил на пленарном заседании глава облдептруда Сергей Кабанов. В этой цепочке взаимополезных структур не забыты даже… дошколята. Оно и понятно. Чем раньше знакомить ребёнка с миром профессий, тем точнее будет его будущий выбор. К сильной стороне региональной модели можно причислить тот факт, что она надёжно покоится на трёх китах – непрерывности профобразования, межведомственном взаимодействии и изменении профориентационной работы в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Интересным был и доклад Вадима Самсонова, который продолжил знакомить участников с опытом работы губернского «трудозанятного» ведомства. Наработок немало. Тут вам и центр профориентации с девятнадцатью модулями по всем отраслям экономики, с имитационными тренажёрами и видеоэкскурсиями, и джоб-кафе, которые функционируют в семи муниципальных образованиях региона, и джоб-библиотеки, открытые во всех райцентрах нашей глубинки, и клуб «ПРОФ-АКТИВ», созданный в прошлом году. Посему далеко не случайной стала премия на Всероссийском конкурсе «Траектория».
Слушая доклады, убеждаешься в том, что для поиска смысла жизни у молодёжи имеется немало помощников, стремящихся сделать этот процесс максимально эффективным.