27 НОЯБРЯ – ДЕНЬ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ.
По качеству подготовки, мобильности и эффективности ведения боевых действий морпехи были и остаются равными десантникам.
Сама специфика службы обязывает их к отличной физической подготовке, виртуозному владению современными видами оружия, постоянной готовности выполнить поставленные перед ними задачи. В следующем году этому роду береговых войск Военно-морского флота РФ исполнится 310 лет. История морской пехоты началась с корабельных стрельцов, появившихся в России ещё при Иване Грозном. В 1705 году их необходимость на флоте узаконил Пётр Первый, издав указ о формировании морского полка. В годы Великой Отечественной войны в морской пехоте, прозванной противником «чёрной смертью», насчитывалось уже свыше ста тысяч воинов. Отлично проявили себя морпехи и в случившихся позднее локальных войнах и вооружённых конфликтах.
Год назад в состав районного совета ветеранов вошла первичная организация воинов запаса ВМФ и морской пехоты под председательством Олега Ермоленко (на снимке слева). По словам Олега Николаевича, из 77 учтённых в списках моряков, 37 – морпехи. Кстати, на окружном празднике Военно-морского флота последние были в большинстве.
А морской пехотинец старший сержант запаса (главный старшина роты) Сергей Казанцев ничего странного в этом не видит. Когда осенью 1978 года его, студента первого курса Заводоуковского индустриально-педагогического техникума, призвали в армию, об этом роде войск он даже не слышал. Продвигаясь на Дальний Восток в эшелоне с другими тюменскими призывниками, считал, что служить придётся в команде одного из надводных кораблей. Сергей был готов к армии морально и физически. Уверенности добавляли выигранное первенство области в популярном тогда многоборье ГТО, успехи его волейбольной команды и звание кандидата в мастера спорта по плаванию. Кое-что новобранцу рассказал старший брат, отслуживший положенные три года на подлодке Северного флота. А имитацию военной формы морпеха Сергей примерил у фотографа во Владивостоке, куда тюменцы прибыли в ожидании «покупателей». Тогда в морскую пехоту отбор был жёсткий, и, хоть Казанцев не дорос до заветных 185 сантиметров, седьмого ноября был уже в части. После подготовки в учебном центре под Хабаровском он вернулся в полк младшим сержантом, командиром боевой машины, оснащённой противотанковыми управляемыми реактивными снарядами, и сразу попал в резерв командира полка.
Сергей вспоминает, что физподготовка была как у десантников и включала семикилометровые кроссы, марш-броски по сопкам с полной выкладкой, рукопашный бой, греблю, стрельбы, парашютные прыжки и полевые выходы. За успехи в боевой и политической подготовке старший сержант Сергей Казанцев получил отпуск домой. Служба помнится ему не сверхнагрузками, а дальневосточными красотами со старыми китайскими поселениями на сопках и армейской дружбой. Он гордится званием морского пехотинца, но до сих пор завидует земляку и однополчанину Александру Петрову, которому довелось нести боевое дежурство на большом военном корабле.
Вернувшись домой, Казанцев окончил учёбу в техникуме, женился, 12 лет отработал на КСМ, чуть больше – на Севере и сегодня в свои 54 года снова ищет работу. В его семье нашёлся продолжатель морских традиций. Сын Сергей служил на Северном флоте во взводе охраны и обеспечения подводных лодок. Оставшись на сверхсрочную, он заочно окончил Тюменский госуниверситет, получил мичманское звание. Сейчас у него мирная профессия и твёрдая земля под ногами.
– Я считаю, что армия должна быть обязательной частью жизни мужчины, – говорит Сергей Казанцев. – Но чтобы служить, как полагается, необходимы хорошая физическая подготовка (а сейчас есть все возможности для занятий спортом), крепкое здоровье и правильная мотивация. Армия без жестокости и неуставных отношений закаляет. Она такой и должна быть.
Лилия НАЗАРЕНКО
Фото автора